Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:17
Реквизиции, или Америка нам поможет!

В предыдущих постах предыдущих постах (13.03.2025, 15.03.2025, 16.03.2025, 25.03.2025) я в разной степени затрагивал тему реквизиций, но реквизиций имущественных и квартирных. А о том, что были реквизиции и людские, даже не предполагал. Но продолжая знакомиться с местной прессой периода Первой мировой войны, на днях узнал о подобных — из газетной заметки «Бурята», опубликованной в газете «Северное утро» вскоре после Февральской революции:

Как выясняется, причины большой заболеваемости среди так называемых реквизированных бурят, согласно сведениям начальника бурятских дружин г. Судовникова, в значительной степени заключаются в бесчеловечном отношении к их насущным потребностям со стороны агентов старого правительства. Несмотря на на настойчивые просьбы полковника Судовикова, ему отказали даже в теплом вагоне 4-го класса для больных бурят. Заставляли их жить зимой в летних бараках, землянках, в вагонах без дверей и без печей. Кормили разложившейся солониной, не доплачивали жалование, лишали помощи постоянного фельдшера, что и вело к созданию таких условий, при которых туберкулез и цинга принимали угрожающие размеры. Не лучше обстояло дело и с медицинским осмотром в местах в Восточной Сибири, откуда подчас отправляли заведомо тяжелобольных людей, и без того с трудом выносивших холодный и сырой кошмар нашего Севера.

Поясняя процитированное, скажу, что упомянутые жители Забайкалья были реквизированы, то есть насильно мобилизованы как для работы на Мурманстройке (на строительстве Мурманской железной дороги), так и для использования на погрузочно-разгрузочных работах в Архангельском порту. А жили они зимой вместе с китайцами в дощатых барках Мурманстройки, стоявших там, где ныне находится стадион САФУ и будет строиться кампус:

Кстати сказать, процитированная заметка не могла появиться в газете ещё в середине февраля 1917-го, так как до Февральской революции местный газетный цензор публикации подобного содержания безжалостно вычёркивал. Но царский режим рухнул, полицию сменила милиция и о проводимых ею обысках архангельские газеты сообщали регулярно. Так, в заметке «Дела мародёрские» газета «Северное утро» говорилось:

Приводим ниже список разнообразных товаров, открытых городской милицией у архангельских мародеров.

В кладовой Чеснокова в собственном доме на Петроградском проспекте найдено: 5 бочек сала, 112 бочек солонины, 10 мешков картофельной муки, 4 бочки скоромного масла, 2½ бочки гнилой капусты, 1 бочка языков, 1 пуд гнилой колбасы, 48 штук свиных окороков, и 5 окороков медвежьих. Из найденного 6 бочек солонины оказались негодными. Остальное опечатано до распоряжения губернского продовольственного комитета.

В той же кладовой найдено 6 бочек голландской сажи и 3 бочки олифы — доброму мародеру все впору!

Второе. В квартире и кладовой Родзовского в доме Чеснокова на Петроградском проспекте (угол Театральной ул.) найдены 3 бочки оленины, 1½ гнилого мяса, ½ негодной капусты, 3 бочки клюквы, 5 бочек языков, 18 мешков сухарей, 4 ящика макарон и ящик вермишели, 4 ящика консервов, 1 мешок сахара, 40 фунтов чаю, 100 фунтов шоколада в 10 пачках, 13 мешков ржаной муки. И для полноты картины — 10 пар галош.

Мясо отправлено на городскую бойню для освидетельствования в смысле пригодности. Остальное — на распоряжение губернского продовольственного комитета.

Третье... и самое грустное! В том же доме Чеснокова тогда же найдено 1000 пудов мыла. И тоже поступило распоряжение губернского продовольственного комитета.

Любопытно знать: поступили ли протоколы об этих «открытиях» на распоряжение архангельского прокурора? И что вышло?

Вы, несомненно, обратили внимание на тот факт, что часть припрятанных продуктов была уже испорчена. А почему купцы продолжали хранить? - Да для того, чтобы продать по продуктовым карточкам. По воспоминаниям моей бабушки, в Соломбале на Соловецкой (ныне Валявкина) улице за первым направо от угла с Таймырской домом стояла частная лавка, где в 1915-1918 годах торговали нормированными товарами. И однажды в 1916 году она утром наряду с другими соломбальцами стояла в длинной очереди (хвосте — как тогда говорили) в ожидании — что-то должны были «выкинуть» в продажу по фиксированным ценам. И вот, когда лавку открыли, то объявили, что по мясным карточкам будут давать селёдку. Но запах протухлого содержимого бочек был невыносим. В ответ на возмущение покупателей последовал ответ: «Не нравится — не берите. А карточки пропадут...» Говорить же торговцу, что он реализует залежалый испортившийся товар, а полученную по разнарядке свежую селёдку припрятал, было бесполезно. Как бесполезно было жаловаться, что в продаже нет табачных изделий. А ими торговали другим способом — с помощью курьеров того времени:

На улицах Архангельска с наступлением табачно-папиросно-сигарного голода появились летучие отряды быстроногих юношей с мешками папирос, возвещающих всюду:

— Кому папирос? Налетай!

Продаются «Нева», «Кидо», «Дядя Костя», «Ява» и другие любимцы публики. Смо собой не по нормальной цене, напечатанной на этикетках, а по вольной. Где как: где вдвое, а где и вдесятеро...

Тем временем нормы продажи продуктов по карточкам уменьшались, например, на сахар. И это несмотря на поставки из Америки:

Сахар, как и другие продукты, продолжали изыскивать и в Архангельске — с помощью обысков и реквизиций. А правовым основанием для них служило соответствующее постановление Временного правительства, о чём и говорится в следующей газетной публикации:

Нас просят опубликовать постановление Архангельской Губернской Продовольственной Управы от 23 июля 1917 года о результатах осмотра продовольственных продуктов у гражданина Архангельска Пахомова, проживающего в доме № 48 по Петроградскому проспекту.

Из акта осмотра явствует, что у Пахомов обнаружено: ржаной муки 81½ мешка, кормовой 12 мешков, крупчатки 8 мешков, перловой крупы ½ мешка, ячневой ½ мешка, бочка крупчатки 11 пудов, бочка ржаной муки 16 пудов, стеариновых свечей ½ ящика, картофельной муки 2½ пуда, ящик карамели и печенья 1 пуд, чаю 100½ фунтов, сахара 2 мешка, сахара 1 голова, сахарного песку ½ мешка, мыла 3½ ящика, рису 1 мешок, чистого спирта 2 четверти, пива 1 ящик, вина 27 бутылок, пшеницы 4 мешка, овсяной крупы 1½ мешка, пять огнестрельных орудий и шашка.

Постановили:

На основании статьи 8 Постановления Временного Правительства о передаче хлеба в распоряжение государства, утвержденного 25 марта 1917 года, скрытые при продовольственной переписи:

бочку ржаной муки 16 пудов, кормовой 12 мешков, ржаной муки 16½ мешков, рису 1 мешок, бочку крупчатки 11 пудов, сахара 1 мешок, сахара 1 голову, пшеницы 4 мешка реквизировать по половинной цене и передать в распоряжение Архангельского Губернского Продовольственного Комитета.

Обыск был проведён и другого крупного предпринимателя Архангельска:

Членом продовольственной управы Гоголевым было найдено в складе известного архангельского рыботорговца К.Ю. Спаде на Соборной улице 20000 пудов овса. По заявлению Спаде, о таком запасе у него овса им было заявлено помощнику главноначальствующего. Однако ввиду того, что все продукты продовольствия должны быть зачислены на учет продовольственного комитета, чего К.Ю. Спаде выполнить, очевидно, не счел нужным, несмотря на опубликованное постановление об этом, овес будет реквизирован и поступит в распоряжение продовольственной управы, а К.Ю. Спаде привлечен к законной ответственности. От души желаем и другим укрывателям продуктов подобной же участи.

Несмотря на обыски и реквизиции, продуктов для увеличившегося за годы войны населения Архангельска всё равно не хватало, поэтому местные власти решили, что поможет Америка. Мол, коль просьбу о присылке сахара США удовлетворили, то выделят и два миллиона пудов муки, обувь, рис, мясные консервы:

Тем более, что ранее Америка мясо уже присылала. Об этом свидетельствует опубликованная в газете «Архангельск» 15 ноября 1916 года заметка:

Одним из учреждений была выписана на пробу партия американского мороженного мяса в количестве нескольких тысяч пудов. Мясо оказалось наилучшего качества и обошлось около 33 копеек фунт, считая все расходы — дорогую валюту, провоз и прочее. Конечно, что доступно казенным учреждениям, недоступно частным лицам, но факт такой дешевизны очень характерен для русских обстоятельств.

Несмотря на недосказанность и полунамёки, прочитавшие эту заметку архангелогородцы догадались, служащие какого учреждения запаслись мясом, купленным в Америке за валюту и проданным им уж по очень смешной по той поре цене. Понятно, чиновники губернской администрации, точнее, канцелярии губернатора и губернского правления...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Посёлок СМЗ

Просмотров: 78 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0