Блог
Вчера я отмечал, что книга С.Ф. Огородникова «История Архангельского порта» была издана в 1875 году, а фотография, на которой запечатлены наплавной мост в Соломбалу, бывший губернаторский дом и частично защитный вал, была сделана в 1883-ом. То есть спустя два года после наводнения 1881-го — видимо, самого мощного в истории Архангельска, когда вал, возведённый по приказу военного губернатора Глазенапа помог Соломбале выстоять. Таким образом, утверждение Огородникова об этом сооружении — ... Читать дальше » |
В книге «История Архангельского порта» её автор — Степан Фёдорович Огородников — в частности, писал: Так как главное неудобство Архангельского адмиралтейства в естественном отношении, равно и Соломбалы, заключалась в ежегодном покрытии их весеннею водою, при вскрытии от льда Двины, то для сохранения адмиралтейства и самого селения от ледохода, Б.А. Глазенап пришёл к счастливой мысли оградить берега Двины, Кузнечихи и Курьи насыпным валом, материалом для которого кроме песчаного балласта, привозящегося ежегодно на иностранных кораблях, с успехом мог служить грунт, вынимаемый для углубления рек Соломбалки и Курьи. Сделанные в 1859 г. измерения показали, что длина вала, необходимого для защиты селения, должна быть нем ... Читать дальше » |
Полагаю, многие знают, что такое балласт. А для несведующих скажу, что это груз для обеспечения правильной осадки и остойчивости корабля. В разное время балластом служили камни, песок или земля (как правило, в мешках), а теперь — балластные воды. Степан Фёдорович Огородников в книге «История Архангельского порта» писал, что в первой половине 1700-х годов балласт с иностранных парусных кораблей высыпали в речку Курью (Соломбалку). Причём ежегодно, и ежегодно привезённый из Европы речной песок течением выносило в Северную Двину, что не могло не способствовать её мелководью. Поэтому затем балластными песком и землей стали засыпать соломбальские острова, в первую очередь самый низменный и болотистый Банный — ближний к городу. ... Читать дальше » |
На чердаке три десятилетия пустовавшего пучужского дома нашлись две старые карты — «Административная карта Архангельской области» 1938 года и «Карта судоходных рек Европейской части СССР» 1949 года. К сожалению, первая требует реставрации, так как её нижняя часть (юго-восточные районы) частично в виде обрывков: Отличия от современной карты области существенные, так как районов было больше: помимо ныне существующих на карте можно найти Емецкий, Карпогорский, Приозерный, Сольвычегодский и Чере ... Читать дальше » |
19 мая 1853 года в Соломбале на плацу перед первым корпусом флотских казарм в две длинные шеренги выстроились матросы местных морских частей — их было 1350 человек. ![]() Но не для парада или строевых упражнений, а для привычного для времени правления Николая I занятия — порки шпицрутенами. Однако на этот раз впервые в числе приведённых для наказания были не только провинившиеся военнослужащие, но и трое гражданских. Причём присутствовавший на плацу архангельский военный губернатор и главный командир Архангельского порта вице-адмирал Роман Платонович Боиль приказал снисхождения в силе ударов для последних не делат ... Читать дальше » |
В 2008 году в северодвинской газете «Северный рабочий» была опубликована моя статья «Архангельский объект молотовских строителей», в которой рассказывается о строительстве зимой 1941-1942 годов железнодорожного моста через реку Кузнечиху и которую ниже частично воспроизвожу: О том, что Строительство № 203 напрямую причастно к появлению этого моста, я узнал из документов архивного фонда его политотдела, в частности, из копий отправленных в Москву отчётов о ходе выполнения ... Читать дальше » |
О начавшихся в конце августа 1942 года бомбардировках Архангельска, а затем и соседнего Молотовска местными краеведами рассказано достаточно много, в том числе и мной — Сквер на месте пепелища, Враги над Молотовском, Аэрофотоснимки к статье, Фотоснимки из 1942-го. К сказанному в перечисленных публикациях следует добавить, что по цензурным соображениям газеты тех дней не могли на своих страницах сообщать о разрушениях и пожарах ... Читать дальше » |
О железной дороге Вологда—Архангельск, точнее, о том, как она в конце позапрошлого века строилась, я рассказывал в газетной статье 15 лет назад. Поэтому только напомню, что пущенная в эксплуатацию в 1897 году линия была однопутной и узкоколейной. И до начала Первой мировой войны её пропускная способность всех устраивала. Но в связи с тем, что в военное время Архангельский порт оказался единственным неблокированным в Европейской части страны, объём перевозимых по ней грузов увеличился в разы. Поэтому дорогу пришлось срочно перешивать на широкую колею. ![]() ... Читать дальше » |
Три года назад я знакомил с воспоминаниями Августы Яковлевны Бутковской об Архангельске начала XIX века, во второй части которых рассказано о том, как архангелогородцы узнали о начале Отечественной войны 1812 года, как отреагировали на эту весть. В воспоминаниях, в частности, есть следующий абзац: В нашей губернии не было дворянства, ставшего повсюду во главе патриотического движения; от нас не шло ополчения, но купечество и другие сословия в деле денежных пожертвований не отстали от всей России, и даже иностранные торговые дома увлеклись общим чувством. ... Читать дальше » |
На сайте Старый Архангельск можно найти много фотографий, сделанных в дни демонстраций советского времени. На некоторых из них я нашёл тех, с кем так или иначе был знаком. Поэтому эти снимки заимствую и здесь воспроизвожу. На первом, сделанном 7 ноября 1967 года, колонна лесопильно-деревообрабатываещего комбината им. Ленина. А во главе — пятёрка. Слева-направо — секретарь комитета ВЛКСМ, директор Валентин Парменович Самарин (1931-2010), секретарь парткома, председатель профсоюзной организации и крайний справа — главный инженер Альберт Эдгарович Сасс (1930-2014). С 1972 по 1997 год Альберт Эдгарович трудился директором комбината, где в 1984-1998 довелось работать и мне. |