Суббота, 04.02.2023, 17:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений
Яндекс.Метрика Free counters!

Статистика с 4.06.2014

Сайт Михаила Лощилова:

Архангельский Север — люди и годы

Блог

Главная » 2022 » Декабрь » 30 » Мост над Кузнечихой
21:04
Мост над Кузнечихой

В 2008 году в северодвинской газете «Северный рабочий» была опубликована моя статья «Архангельский объект молотовских строителей», в которой рассказывается о строительстве зимой 1941-1942 годов железнодорожного моста через реку Кузнечиху и которую ниже частично воспроизвожу:

О том, что Строительство № 203 напрямую причастно к появлению этого моста, я узнал из документов архивного фонда его политотдела, в частности, из копий отправленных в Москву отчётов о ходе выполнения работ за 1941-1942 годы. Среди перечисленных в них строек — цехов завода № 402, аэродромов (объекты № 178 и № 1500), портовых сооружений - значился и Кузнечевский мост (объект № 1).

А поручили его возведение молотовским строителям потому, что на тот момент они были единственными в области, кто мог в кратчайший срок выполнить ответственное поручение Государственного Комитета Обороны СССР. И тем самым обеспечить возможность беспрепятственной доставки в глубь страны военных грузов, доставленных союзными конвоями в район Архангельского порта Экономия.

Задача выполнить поручение ГКО за несколько месяцев осложнялась суровыми условиями зимы 1941-1942 годов, дефицитом стройматериалов и нехваткой вольнонаёмных рабочих. А единственное, что ее облегчало — это наличие хотя и местами размытой, но все же уже имевшейся насыпи (вала), на две трети русла перегородившей реку. Дело в том, что в годы Первой мировой войны в этом же месте — через остров Шилов — уже возводился железнодорожный мост. Причем с той же целью — для доставки военных грузов.

Нехватку рабочих рук устранили таким способом: в связи с отдаленностью на стройку привезли лишь квалифицированных рабочих из числа заключенных Ягринлага (из числа бесконойных), а к подсобным (в основном земляным) работам привлекли личный состав срочно прикомандированных рабочих батальонов. Эти полувоенные формирования почти полностью состояли из трудармейцев — мобилизованных уроженцев среднеазиатских республик, которым по разным причинам не решились доверить оружие.

Что же касается общего руководства стройкой, где были заняты вольнонаемные, трудармейцы и заключенные, то его осуществляли первые лица Строительства № 203 Хархардин и Цесарский, начальник и главный инженер объекта Матюшенко и Карпов, главный механик Покашкин. Нельзя не назвать и инженера Бориса Александровича Неволина (впоследствии куратора на строительстве «Звездочки», затем заместителя ее директора по капитальному строительству, заслуженного строителя РСФСР), так как именно он сумел разрешить другую острейшую проблему - дефицит стройматериалов, для чего, в частности, на свой страх и риск частично демонтировал законсервированные на период войны в Молотовске объекты.

Во многом благодаря его находчивости и инженерному таланту двухкилометровый мостовой переход построили за рекордно короткий срок — с декабря по конец апреля. При этом большая часть пути пролегла по высокой насыпи (валу), верхнюю часть которой для создания подушки под железнодорожное полотно укрепили сваями. А русло реки было сужено до 30-метровой протоки, берега которой соединили металлической фермой.

  Все это позволило в уже несколько месяцев пустить через Кузнечиху первый поезд, доставивший грузы из Экономии до находившейся в районе Смольного Буяна переправы через Северную Двину. Там грузы на левый берег переправляли летом на паромах, зимой же по специально намороженной ледяной переправе. Таким образом, выполнив в срок порученное Государственным Комитетом Обороны задание, молотовские строители внесли свой вклад в достижение победы над врагом.

В процитированное следует внести небольшую, но существенную правку: не задание, а постановление Государственного Комитета Обороны, с текстом этого документа мне удалось ознакомиться лишь на днях:

Как видите, мост было обязано возвести Строительство № 203, а 35 километров железнодорожной ветки Экономия-Исакогорка — Наркомат путей сообщения.

На ещё одном немецком аэрофотоснимке 1942 года, точнее, в его правом нижнем углу — дымящий паровоз с вагонами, уже миновавший мост. Для ориентировки: хорошо заметны воронки от разрывов бомб — в районе, где впоследствии была построена швейная фабрика (пересечение улиц Нагорной, Тимме и Гагарина):

Так сложилось, что это постановление ГКО косвенно задело нашу семью. Дело в том, что в финскую войну 1939-1940 годов погиб мой дядя Михаил Васильевич. Выплата от государства по тому времени была существенной — денег хватило бы на покупку или постройку дома. Бабушка и дед решили построить дом, под который Соломбальский райисполком выделил участок на берегу Кузнечихи как раз у насыпи, оставшейся от старого моста. И вот именно там же началось строительство нового в ноябре 1941 года, когда была срублена по высоте почти половина дома — до окон. Но не столь близкое соседство оказалось для дома фатальным, а поступки работавшего на строительстве контингента — для обогрева в сильные морозы южане в халатах жгли костры, в которые тащили всё, что попадалось им на глаза. В том числе венцы недостроенного дома. Мои бабушка и мама (ещё школьница, дед умер в феврале 1942-го) пытались воспрепятствовать, но что они могли сделать — «моя твоя не понимает...» Обращались в райисполком, но там только пообещали: Компенсируем после войны. Что, конечно, не случилось... То, что оставалось от дома, можно разглядеть на фрагменте немецкого аэрофотоснимка 1942 года — в зелёном овале:

Говоря о послевоенной судьбе Кузнечевского моста, замечу, что уже в 1945 году он утратил свое значение и был передан в ведение городского отдела коммунального хозяйства. А в 1951 году — на баланс только что учрежденного Управления Строительства № 510, которому предстояло построить железную дорогу до Мезени, а затем и глубоководный порт в районе Мудьюга. В этой связи перспективы района порта Экономия казались незавидными, и посему демонтированные металлоконструкции моста и рельсы использовали на новом строительстве. Но оно в 1953 году было прекращено. С той поры о некогда существовавшем мосте напоминает название улицы, разделяющей Первую и Вторую Соломбальские деревни — Вал, и возвышающиеся над водами Кузнечихи остатки рукотворной насыпи.

В заключение — снимки заимствованные из фотоальбома земляка-соломбальца Дмитрия Бычихина. На первых двух — железнодорожный мост, построенный в Первую мировую войну. На третьем — насыпь (вал), остававшаяся в середине 1950-х от моста, возведённого зимой 1941-1942 годов:

И ещё — железнодорожные линии и мост (HIGHWAY BRIDGE), построенные в годы войны в районе Архангельска на фрагменте американской карты (www.lib.utexas.edu/maps):

______________________________________________________

Предыдущий пост - Несостоявшаяся эвакуация

Следующий пост - От Шпицбергена к шпицрутенам

Просмотров: 79 | Добавил: Bannostrov | Теги: Ис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: