Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:52
Фёдор Абрамов, Павел Романов и «Пелагея»

Среди хранящихся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) документов есть и подготовленная начальником Главного управления по охране государственных тайн в печати Павлом Романовым "Справка Главлита при Совете Министров СССР в ЦК КПСС о контроле материалов журнала «Новый мир» за первое полугодие 1969 г." В этой справке имеется упоминание о разрешенной к печати без каких-либо со стороны цензуры правок повести Фёдора Абрамова "Пелагея". И именно в таком виде в журнале и напечатанной. Причём, несмотря на то, что главным цензором страны этому произведению была дана далеко не лестная оценка:

"...Для опубликования в июньском номере журнала помещена повесть Ф. Абрамова «Пелагея», написанная на материале жизни советской деревни пятидесятых и начала шестидесятых годов. В ней изображается трагическая судьба колхозницы и ее мужа, погибших в результате неблагоприятных социальных условий жизни. Пытаясь вырваться из бедности, уйти от недоедания, героиня повести избирает неверный путь, старается выбиться «в верхи», быть ближе к деревенскому «начальству». Жизнь деревни рисуется в повести так, чтобы подчеркнуть, что честный труд людей в деревне обесценен. Если в доколхозное время он был мерилом достатка и уважения, то теперь не труд, а должность, выгоды и привилегии, с ней связанные, становятся главным источником материального благополучия и определяют «верхний» слой деревни (бригадиры, парторг, бухгалтер, председатель сельсовета, директор школы, заведующие фермой и конюшней и т.д.). Поскольку редколлегия журнала должна нести полную ответственность за идейное содержание публикуемых произведений, повесть нами была разрешена к печати. Мнение Главного управления о порочности этого произведения было сообщено редакции.

Из процитированного следует: хотя руководитель Главлита и высказал своё личное неодобрительное мнение о повести Фёдора Абрамова, тем не менее запрещать её публикацию не стал. Отсюда вывод: вряд ли можно сказать, что цензура была слишком строга к нашему земляку, его произведениям, и в частности, к "Пелагее". Подтверждением сказанному является тот факт, что вскоре повесть была издана отдельной книгой и писатель в 1975 году удостоился Государственной премии. И это несмотря на то, что главный цензор страны Павел Романов страны оставался на своём посту до 1986 года.

______________________________________________________

Предыдущий пост - Есть чем похвастаться...

Следующий пост - Голоса из-за бугра и их слушатели

Просмотров: 1310 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: