Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:38
Голоса из-за бугра и их слушатели

В 1976 году в 13 крупных городах СССР - Алма-Ате, Архангельске, Вильнюсе, Владивостоке, Владимире, Воронеже, Кирове, Кишинёве, Красноярске, Москве, Одессе, Риге, Хабаровске и в 5 малых (в том числе Вельске Архангельской области) методом анкетирования были проведены социологические исследования с целью выяснения реальной и потенциальной аудиторий западных электронных СМИ (Би-Би-Си, Голос Америки, Радио Свобода и других). По результатам исследований был составлен отчёт «Средства массовой информации в современной идеологической борьбе», который ныне хранится в Историко-социологическом архиве Института социологии РАН. Ниже выборочно цитирую те его части, которые в основном касаются Архангельска и Вельска:

...Процент лиц, слушающих западное радио в больших и малых городах, существенно не отличается. Например, в Воронеже, насчитывающем свыше 800 тыс. жителей, западное радио слушают свыше 60%. Различия же между Архангельском (свыше 400 тыс. жителей) и Вельском (около 20 тыс.) еще менее значимы, причем Вельск расположен вдали от Архангельска и больших городов вообще и, таким образом, влияние крупных городов на жителей Вельска в этом плане не сказывается (ближайший относительно крупный город – Вологда расположен от Вельска на расстоянии почти в 400 км).

Что же касается села, то здесь аудитория западного радио значительно меньше. По данным четырех контрольных опросов лишь 25–30% жителей села слушают передачи западного радио. Тем не менее, если учесть, что большинство населения страны сейчас живет в городах, и что на селе процент слушателей западного радио достаточно высок, то можно сделать вывод, что аудитория западного радио стала массовой в масштабах всей страны...

...Что касается социально-профессионального состава аудитории западного радио, то тут значительных различий не обнаруживается. По наиболее представительным данным московского опроса, получается, что процент слушающих западное радио составляет: среди рабочих в целом - 58,2%, среди ИТР - 63,8%, среди служащих - 52,8%, среди ИНП (интеллигенции, не занятой на поизводстве) - 56,7%, среди студентов -свыше 80%, среди учащихся - 90%...

В Воронеже и Красноярске лишь среди старших возрастных групп рабочих насчитывается более 10% регулярных слушателей западного радио (10,5% и 10,6% опрошенной категории соответственно). В Хабаровске же процент взрослого населения, слушающего регулярно западное радио, вообще не превышает 3% ни в одной из социальных групп, во Владимире 6%. В Одессе более 10% лиц регулярных слушателей западного радио насчитывается среди двух категорий взрослого населения – рабочих (25,6%) и служащих (10,7%), в Кирове – среди ИТР (10,7%) и служащих (11,1%), в Алма-Ате рабочих (16,1%) и ИНП (10,3%). В Архангельске среди одной категории – ИНП насчитывается 13,5% лиц старше 30 лет регулярно слушающих западное радио. В малых городах (и тем более на селе) регулярная аудитория западного радио среди групп населения старше 30 лет исчисляется единицами.

В отношении молодежи картина выглядит по-иному. В Риге и Москве нет ни одной категории молодежи, среди которых процент регулярно слушающих западное радио был бы меньше 30%. В Одессе меньше 30% регулярных слушателей насчитывается только среди двух категорий молодежи: служащих (22,8%) и ИНП (20%). В Алма-Ате – служащих и ИТР.

В остальных городах регулярных слушателей среди молодежи меньше. В Красноярске более 30% регулярных слушателей западного радио насчитывается только в трех категориях молодежи: среди рабочих – 43,1%, среди студентов – 37%, учащихся – 36,4%. Сходные данные получены по Воронежу, по Владимиру. В Архангельске вообще только одна группа насчитывает регулярных слушателей более 30% – рабочие (31%).

Люди с низким уровнем образования редко обращаются к западному радио. Так, по данным московского обследования, процент регулярных слушателей среди отдельных категорий рабочих составляет: с образованием до 4-х классов - 5,9%, 4–7 классов - 13,4%, 8–9 классов - 37,3%, среднее общее - 37,7%, среднее техническое - 39,5%. Сходные данные получены в отношении служащих. Они позволяют сделать вывод, что есть такой уровень образования, который в сочетании с возрастом серьезно тормозит развитие интереса к западному радио. Это уровень образования до 7 классов...

...Полученные данные свидетельствуют, что предрасположенность населения (и молодежи в том числе) к восприятию «обычной» пропаганды западного радио существенно ниже. Процент осознанно доверяющих информации западного радио значительно меньше, чем процент одобряющих ценностно-нормативные позиции работников этого радио. Лишь среди некоторых социальных групп молодежи процент доверяющих (полностью или в основном) информации западного радио выше 10%. В Риге и Вильнюсе – это рабочая молодежь (16,5%), в Красноярске – рабочая молодежь и молодые служащие (17,6% и 14,6% соответственно). В Воронеже и Архангельске – рабочая молодежь 14,6% и 11,9% соответственно)...

...Типология городского населения с интересующей нас точки зрения может быть представлена так:

1) вполне или в основном доверяющие западному радио – 8–12% населения крупных городов;
2) отчасти доверяющие, отчасти нет – порядка 10%;
3) относящиеся к западному радио критически, но без предубеждений, ищущие в его информации «рациональные зерна» – 17–23% населения;
4) относящиеся к западному радио с явным и четко выраженным недоверием – порядка 20–25%;
5) четко не ориентированные в вопросе доверия западному радио – 35–40%...

...Документальные данные, полученные в конце 1974 г. в г. Москве показывают, что западное радио действительно способно в ряде случаев оказывать прямое (или опосредованное) воздействие на состояние общественного мнения весьма широкого круга лиц. Инспирированная этими радиостанциями «экономическая паника» вызвала большие закупки населения кофе постельного белья. После того, как некоторые радиостанции передали сообщение о повышении цен на эти товары в короткий срок кофе и постельное белье исчезло не только с прилавков, но и были распроданы все те запасы, которые имелись на базах...

...Наши источники информации, лишившиеся «монополии» в деле формирования сознания, вынужденные теперь «конкурировать» и постоянно бороться с противостоящим им западным радио, не могут вести работу абсолютно теми же методами и приемами, которыми они пользовались раньше. На наш взгляд, в эту работу настоятельно необходимо вносить существенные коррективы, соответствующие социально-психологическим закономерностям усвоения информации противоборствующим источников...

Комментировать сказанное вряд ли следует, поэтому только скажу, что слушателем западных "голосов" в те годы был и я. Так как с помощью сравнения и сопоставления диаметрально противоположных мнений хотел увидеть более целостную картину событий и уже потом дать им свою оценку. А то, что за красивыми словами и, казалось бы, невинными призывами скрывается ненависть к нашей стране (пусть хорошо замаскированная и не такая явная, как в нынешней западной пропаганде), мог понять каждый разбиравшийся в политике непредвзятый человек. Ибо уже тогда можно было догадаться, какого рода "демократию" они нам рекламировали, навязывали и готовили. А кто тогда не догадался, узнал, что это такое в годы ельцинского безвременья, язвы которого ещё долго придётся удалять и залечивать...

Плакаты тех лет на тему деятельности "голосов"

______________________________________________________
______________________________________________________

Предыдущий пост - Фёдор Абрамов, Павел Романов и "Пелагея"

Следующий пост - О тропе жизни и смерти. И не только...

Просмотров: 1172 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: