Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

10:25
За неплатёж и порочное поведение...

Как известно, Сибирь осваивалась и заселялась по-разному. Одни шли за Камень, прознав про её несметные богатства и плодородные земли, другие, например, старообрядцы, бежали туда от преследований властей и официальной церкви. Что же касается Архангельского Севера, то наибольший отток крестьян в восточном направлении происходил в восемнадцатом столетии, «богатом» на неурожайные годы. Поэтому переписные документы двинских волостей того времени пестрят такими записями: «сшел» или «сошли от хлебной скудости в Сибирь». Порой уходили целыми деревнями.

Когда же при Петре Первом начались рекрутские наборы, то в Сибирь бежали уклонявшиеся от воинской повинности. Также поступали и крепостные крестьяне — подальше от помещиц и помещиков-самодуров типа садистки Салтычихи.

А наследники Петра Первого, озаботившись проблемой малонаселённости Сибири, придумывали новые способы её разрешения. Помимо высылки преступников. Так, при Екатерине Второй практиковалась высылка на поселение по причине задолженности по податям, то есть налогам. Сообщающие об этом архивные документы сохранились в областном архиве. Из них следует по утверждённой на 1771 год разнарядке местом высылки северных крестьян-должников был забайкальский Нерчинск:

Ниже привожу текст только одного из подобных документов, касающегося должников Курейской волости (ныне Холмогорский район):

Из Санкт-Петербургской канцелярии в Архангелогородскую губернскую канцелярию сего февраля 19-го дня при доношению в здешнюю губернскую канцелярию города Архангельского Двинского уезда Курейской волости от государственного черносошного крестьянина Ивана Леонтьева сына Некрасова представленные по данному ему предписанию Курейской волости от соцкого и всех мирских крестьян верющему письму (которое в Архангелогородской губернии явлено и подписано) той же волости крестьян холостых, а именно деревни Гавриловской-Даниловской, Лукояновской тож Григория Иванова сына Голенева, тридцати осми лет, деревни Федота Порыкала Ивана Игнатьева сына Апаницына, тридцати одного году, деревни Икшина Погоста Емельяна Карпова сына Апаницына же, тридцати трех лет, деревни Айновой Горы, Шенской и Никифоровской тож Трофима Андреева сына Подстовалова с женою ево Авдотьею Васильевой в прошлом 1764 году по определению Архангелогородской губернской канцелярии за неплатеж подушных денег отослать на поселение в Нерчинск в зачет рекрут в предыдущий набор за вышеписанную Курейскую волость.

Вышеписанные крестьяне здоровы и болезней никаких не имеют и на поселение быть способны.

Интересно, что однофамильцы и, видимо, потомки перечисленных в документе холмогорских крестьян по сей день живут в Забайкальском крае (бывшей Читинской области). Как, впрочем, и носители других северных фамилий, высланных в тот край в другие годы и по разным причинам — например, по дореволюционной 58-й статье — за «порочное поведение». Понятно, по мнению властей...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Летние находки — 2025-1

Просмотров: 81 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0