15:29 Погон речного офицера |
На чердаке деревенского дома, в котором я провожу уже четвёртое лето, в первые дни в нём пребывания случайно нашёл вот этот погон: Конечно, заинтересовался, как он оказался в северной деревне и кому мог принадлежать. А поскольку в 1918-1919 годах в этой деревне квартировались интервенты, то поначалу предположил, что погон принадлежал кому-либо из них. Однако, просмотрев соответствующие литературу и сайты, понял, что догадка ошибочна. Но найти правильный ответ на вопрос, хотя и не сразу, но всё же удалось. Удалось тогда, когда там же — на чердаке — обнаружил документы, принадлежавшие бывшему хозяину дома — Ивану Яковлевичу Анисимову. В том числе ниже частично приведённый: Из него следует, что в 1953 году начальник 4-го обстановочного района Котласского технического участка пути Иван Яковлевич Анисимов имел звание младшего лейтенанта Речного флота. И что на основании подписанного Г.М. Маленковым 21 апреля того же года Постановления Совета Министров СССР, имея это звание, он получил право на льготную (на 5 лет раньше) пенсию в размере 50% процентов от получаемого оклада. С перерасчётом в сторону увеличения при достижения возраста 60 лет и с возможность продолжать работу. Здесь следует пояснить, что в годы Великой Отечественной весь транспорт был переведён на военное положение. Остался военизированным и после 1945-го, например, в том отношении, что начальствующему составу железнодорожного, морского и речного транспорта присваивались, как в армии, офицерские звания. Так, начальник Котласского технического участка П.А. Корелин имел звание Инженер-Генерал-Директора Министерства Морского и Речного Флота III ранга. Вполне возможно, что именно он запечатлён на групповом снимке (в центре): Военизированная особенность транспорта сказывалась в первую очередь на дисциплине и порядке во всём — как тогда говорили, по поездам можно было сверять часы. Строго придерживались расписания и пассажирские пароходы, ходившие по Северной Двине из Архангельска в Котлас и обратно. А движение по этому маршруту тогда было более чем интенсивное. Кто застал советское время, тот помнит, что навстречу или, обгоняя котласские белоснежные красавцы-теплоходы, неслись суда на подводных крыльях «Ракеты», «Зори», «Полесье», катамаран «Угловский». По пути то и дело встречались буксиры-плотоводы и баржи с воркутинским углём. И с песком, поднятым дноуглубительными земснарядами (бывало их три-четыре насчитаешь за 360 километров плаванья до Пучуги). Конечно, в 1940-1950-е годы судов на подводных крыльях ещё не было, но было больше плавсредств другого класса. И ответственность за содержание судового хода для них была колоссальной — время было строгое и за любую аварию — суд. А часть этой ответственности — за участок реки от Верхней Тоймы до устья Ваги - ложилась на плечи начальника 4-го обстановочного района Ивана Яковлевича Анисимова, которому после присвоения звания младшего лейтенанта Речного флота и были вручены соответствующие погоны, один из которых чудом сохранился. По состоянию на 1952 год в его подчинении состояло 120 человек — в основном, бакенщики. Проверяя их работу, правильность промеров глубин на речных перекатах, установки створ и качество весенней и осенней зачистки берегов, Иван Яковлевич всю навигацию был на воде — проходившие мимо деревни пароходы и буксиры были обязаны подбирать его и доставлять туда, куда ему было необходимо добраться. Например, в один из летних дней 1937 года он путешествовал на пароходе «Колва»: Год спустя ему довелось стать участником проходившего в Москве Всесоюзного совещания работников речных путей Наркомвода, о чём свидетельствует пригласительный билет: А начал Ивана Яковлевич работать на речных путях 15 мая 1927 года — сначала бакенщиком. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, затем — с 1 июня того же года — постовым старшиной, в 1930-1933 годах — конторщиком, с 1 января 1934 года — помощником начальника обстановочного района, с 21 марта 1936 года -— начальником. А покинул эту должность в феврале 1954 года — в связи с выходом на льготную пенсию. Но работать продолжил, но уже помощником начальника. Соответственно уменьшился и размер заработной платы — с 1000 рублей до 800. Об этом свидетельствует сократившаяся сумма профсоюзного взноса (один процент от заработка). Причём Иван Яковлевич не только продолжил работать, но и делился накопленным опытом — например, написал брошюру-памятку, изданную в типографии районной газеты: А когда окончательно вышел на пенсию, не сидел сложа руки — в 1960-х годах избирался депутатом сельского Совета и столярничал в мастерской. А в свободные минуты на берегу Двины через бинокль рассматривал проходившие мимо суда: Среди сохранившихся документов есть и почётная грамота, которой в 1977 году Иван Яковлевич был награждён за «активное участие в гражданской войне, в социалистическом строительстве и в связи с 60-летием Великого Октября». Участие в Гражданской войне подтверждает запись его адреса, кем-то из родственников сделанная на обложке книжки: Судя по ней, можно сказать, что в 1918-1919 годах Иван Яковлевич Анисимов служил во 2-ой телеграфной роте батальона связи, который располагался в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар), угол Набережной и Коммунистической улицы. И находясь там, Иван Яковлевич, конечно, не мог и предположить, что в будущем станет речным офицером, а значит, будет носить погоны... _____________________________________________________Предыдущий пост - О лисицах, норвежцах и чиновниках |
|
Всего комментариев: 0 | |