Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

07:57
Новая дорога или Николаевский тракт

В качестве иллюстрации ко вчерашнему посту я привёл план окрестностей Архангельска конца 1930-х годов, на котором можно заметить штриховую линию, идущую вдоль Кузнечевского рукава Двины через деревню Талаги, пересекающую реку Лодьму в районе Пристани (места остановки пригородных пароходов), а затем — и Ижму.

Этой штриховой линией была обозначена начальная часть зимника (зимней дороги), в те годы соединявшего Архангельск с Мезенью. Достаточно полная информация о нём содержится в энциклопедическом словаре «Мезенский район. Люди. События. Факты». Автор статьи о зимнике, мой хороший знакомый по архиву — Николай Анатольевич Окладников — предельно кратко сообщил:

ТРАКТ НИКОЛАЕВСКИЙ (Новая дорога) — прямая зимняя дорога с Мезени на Архангельск через Сояну и Кепино, минуя Пинегу, протяженность 210 верст. По многочисленным просьбам населения Мезенского и Печорского уездов строительство его было начато в начале 90-х гг. XIX в. и с перерывами продолжалось более 10 лет. Официальное открытие тракта состоялось в 1913 г., в дни празднования 300-летия династии Романовых. В честь царя Николая II тракт был назван Николаевским.

Дорога начиналась за Мезенью у выселка Белая Щелья (нынешнее название этого пункта, находящегося в 5 км от г. Мезени, Белый Нос). Проходя через станции Бобровка, Сояна, Горшок, Сундук (Кучема), Самоядин, Кепино, Злодей, Теряжка и Чиквозеро, тракт выходил на Архангельск через станцию Ижма, расположенную в 25 верстах от Архангельска.

В годы Гражданской войны в связи с тем, что дорога на Архангельск через Пинегу была перерезана, по этому зимнику осуществлялись основные перевозки людей и грузов с Архангельска на Мезень и Печору и обратно. По окончании Гражданской войны тракт был заброшен. После проведения восстановительных работ движение по нему было возобновлено лишь в конце 20-х гг. прошлого столетия, тракт получил неофициальное название Новая дорога. С этого времени зимник стал основной дорогой, связывающей Мезень с Архангельском. Добрую службу сослужила дорога в годы Великой Отечественной войны.

В начале 50-х гг. ХХ в. в связи с установлением постоянного авиационного сообщения с Архангельском тракт был заброшен.

К сожалению, эта статья не была сопровождена соответствующей иллюстрацией, и, чтобы заполнить этот пробел, сегодня привожу фрагмент имеющейся у меня карты Архангельской области 1938 года, на которой Новая дорога (бывший Николаевский тракт) помечен двойной штриховой линией:

Она же на фрагментах с увеличением:


Как видите, название некоторых станций на карте несколько отличается от упомянутых в словаре: Чидвия, Светлая, Злодейка, Кепина, Сундуково, Кучема, Горшок, Сояна, Прокшино, Бобровка. Нетрудно заметить и тот факт, что в Сояне от Новой дороги начинался зимник на Долгощелье и Койду. И что от Койды в южном направлении была проложена примерно 50-километровая дорога до Ануфриевского старообрядческого скита.

Ныне же, если судить по спутниковому снимку, о ските ничего не напоминает:

Как не осталось зримых следов и от Новой дороги (Николаевского тракта). Но зато в пределах Мезенского района нельзя не заметить место, где добываются алмазы:

В заключение замечу, что попытка соединить Архангельск с Мезенью другим способом — железной дорогой — предпринималась в начале 1950-х годов. А почему стальная магистраль пе была построена,мрассказывается в другом сообщении — Хозяйство Касперовича.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - «Огненная вода» и преступление

Просмотров: 28 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: