Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

15:14
«Фока» и его последний «подвиг»

О судне «Святой мученик Фока», на котором Георгий Седов намеревался покорить Северный полюс, написано весьма много, значительно меньше — о его печальном конце. Однако этот пробел почти десять лет назад своей публикацией «Шхуны, которые мы потеряли» заполнил Евгений Тенетов. Он, в частности, написал:

...Судьба «Фоки», действительно, оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя, конечно, не нашлось. Долгое время всеми забытое судно сидело на мели, и жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину. Тем временем под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После Октябрьской революции был поднят вопрос о реставрации исторического корабля, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» уже было невозможно.

Дополняет процитированное опубликованная 20 мая 1917 года в газете «Северное утро» заметка под названием «Последнее плавание «Фоки»:

С весенним половодьем этого года, на котором некогда ходил в экспедицию известный лейтенант Седов, тронулся в свою, вероятно, последнюю кампанию. Совершенно разрушенный и опустошенный в прах, уже проданный с торгов какой-то торговой фирме на слом, «Фока» лежал в вечном дрейфе на р. Кузнечихе позади моста в Соломбалу. Но когда мост был убран и тронулись весенние льды, «Фока» не устоял, поплыл по течению р. Кузнечихи, на своем пути перервал кабель городского электрического тока в Соломбалу.

Ремонт кабеля городским электро-техническим отделом закончен 15 мая. Последний подвиг заслуженного ветерана полярного мореплавания пока обошелся городу в 3000 рублей, потраченных на ремонт кабеля; но будут и дальнейшие расходы: «Фоку» понесло течением дальше, так что при удобных условиях он сможет сокрушить и еще что-либо, что попадет ему по дороге. Если, конечно, не уберут «Фоку» те, кому старый корабль принадлежит ныне.

Вследствие этого последнего «подвига» шхуны соломбальцы сидели без света несколько дней, о чём первым делом известили редакции газет — благо второй, связывавший Соломбалу с городом кабель — телефонный — на этот раз уцелел. Хотя другие проложенные по дну рукавов Северной двины рвали часто. Так, 31 июля 1914 года газета «Архангельск» сообщала:

Утром 11 июля пароход «Валентин», принадлежащий Герману, идя вверх по реке Двине с гонкой леса, вынужден был, вследствие отлива, бросить якорь, который зацепился в воде за телефонный кабель на завод Чудинова. О случае было заявлено в управление порта. «Валентин» простоял, зацепившись за кабель, весь день 11 июля.

Более полное представление о том, в каком состоянии находились в первой четверти прошлого века кабельное хозяйство Архангельска, даёт содержание письма, отправленного 28 августа 1924 года Архангельским губисполкомом в адрес Совета Труда и Обороны СССР. В нём, в частности, говорится:

Город Архангельск расположен на правом берегу реки Северной Двины. Телефонная и телеграфная связь города с левым берегом, а также передача электрической энергии с центральной электростанции осуществляется посредством прокладки на тот же берег подводных кабелей в наиболее узком месте против электростанции. Все они в свое время различными ведомствами прокладывались без всякой системы и, как видно из прилагающейся справки, число их достигло 15, причем 70% бездействуют вследствие неисправности.

Вся эта масса кабелей перепутана между собой и около левого берега к тому же занесена наносным песком, так что об исправлении их поодиночке не может быть и речи. Количество выпадающих из строя телефонных и телеграфных кабелей с каждым годом увеличивается, так что они в конце концов придут все в полную негодность.

Прошедшим летом Электропредприятием Губисполкома была сделана попытка извлечения одного из электрокабелей, но кончилась безрезультатно вследствие вышеизложенного. Между тем, оба электрических кабеля неисправны, а в ремонте их в настоящее время ощущается большая потребность. История их прокладки такова:

В начале империалистической войны, когда Архангельск стал чуть ли не единственным портом в России и грузооборот его достиг небывалых размеров, на левом берегу Северной Двины в 7 километрах выше города около железнодорожной линии был сооружен портовый район Бакарица с причальными линиями для выгрузки океанских пароходов и со складочными помещениями для хранения там грузов.

Портовое ведомство, в ведении которого этого района находился, для снабжения его током высокого напряжения с городской электрической станции проложило в 1916 году через Северную Двину подводный кабель (3 х 25 кв. мм) на 3000 вольт. Затем по левому берегу до верхнего конца Бакарицы был проложен подземный кабель (3 х 25 кв. мм на 3000 вольт). В разных местах Бакарицы были установлены 4 трансформатора общей мощностью 200 к.в.а. Весь же район порта был оборудован сетью низкого напряжения (меди до 900 пудов), а причальная линия и все помещения — электрическим освещением.

Подводный кабель действовал до конца 1918 года, когда от неизвестной причины испортился. После неудачной попытки его ремонта в середине 1919 года по тому же месту был проложен второй кабель, который действовал до марта 1922 года. После его повреждения портовое ведомство даже не пыталось ремонтировать, объясняя отсутствием денежных кредитов. Таким образом, с начала 1922 года Бакарица перестала получать энергию из города и все ее электрооборудование приходит в постепенное разрушение..."

К этому письму был приложен протокол совещания, состоявшегося в губисполкоме 22 августа. В нём, в частности, говорилось:

Представитель Водосвета инженер Ф.А. Диц заявил: «При ремонте электрокабеля обнаружилось, что у правого берега он сильно поврежден якорем, лежит на грунте без всякого погружения, перепутан с телефонными и телеграфными кабелями».

Новое совещание по этому же вопросу состоялось менее чем через месяц — 17 сентября, когда из Москвы пришло известие о выделении средств на прокладку нового электрокабеля. Поэтому один из пунктов принятого в день постановления был таким: «Весной 1925 года произвести землечерпательные работы по прорытию траншеи для заглубления кабеля в грунт». Именно так надеялись раз и надолго обезопасить электрокабель от повреждения якорями. Видимо, тогда же — весной 1925 года, когда на Бакарице вновь зажглись лампочки, на берегах Двины появились предупреждающие объявления ОСТОРОЖНО — КАБЕЛЬ. ЯКОРЯ НЕ БРОСАТЬ и соответствующий знак:


_____________________________________________________

Предыдущий пост - Брёвна на Успенской

Просмотров: 117 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0