15:14 «Фока» и его последний «подвиг» |
О судне «Святой мученик Фока», на котором Георгий Седов намеревался покорить Северный полюс, написано весьма много, значительно меньше — о его печальном конце. Однако этот пробел почти десять лет назад своей публикацией «Шхуны, которые мы потеряли» заполнил Евгений Тенетов. Он, в частности, написал: ...Судьба «Фоки», действительно, оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя, конечно, не нашлось. Долгое время всеми забытое судно сидело на мели, и жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину. Тем временем под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После Октябрьской революции был поднят вопрос о реставрации исторического корабля, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» уже было невозможно. Дополняет процитированное опубликованная 20 мая 1917 года в газете «Северное утро» заметка под названием «Последнее плавание «Фоки»:
С весенним половодьем этого года, на котором некогда ходил в экспедицию известный лейтенант Седов, тронулся в свою, вероятно, последнюю кампанию. Совершенно разрушенный и опустошенный в прах, уже проданный с торгов какой-то торговой фирме на слом, «Фока» лежал в вечном дрейфе на р. Кузнечихе позади моста в Соломбалу. Но когда мост был убран и тронулись весенние льды, «Фока» не устоял, поплыл по течению р. Кузнечихи, на своем пути перервал кабель городского электрического тока в Соломбалу.
Вследствие этого последнего «подвига» шхуны соломбальцы сидели без света несколько дней, о чём первым делом известили редакции газет — благо второй, связывавший Соломбалу с городом кабель — телефонный — на этот раз уцелел. Хотя другие проложенные по дну рукавов Северной двины рвали часто. Так, 31 июля 1914 года газета «Архангельск» сообщала:
Утром 11 июля пароход «Валентин», принадлежащий Герману, идя вверх по реке Двине с гонкой леса, вынужден был, вследствие отлива, бросить якорь, который зацепился в воде за телефонный кабель на завод Чудинова. О случае было заявлено в управление порта. «Валентин» простоял, зацепившись за кабель, весь день 11 июля.
Более полное представление о том, в каком состоянии находились в первой четверти прошлого века кабельное хозяйство Архангельска, даёт содержание письма, отправленного 28 августа 1924 года Архангельским губисполкомом в адрес Совета Труда и Обороны СССР. В нём, в частности, говорится:
Город Архангельск расположен на правом берегу реки Северной Двины. Телефонная и телеграфная связь города с левым берегом, а также передача электрической энергии с центральной электростанции осуществляется посредством прокладки на тот же берег подводных кабелей в наиболее узком месте против электростанции. Все они в свое время различными ведомствами прокладывались без всякой системы и, как видно из прилагающейся справки, число их достигло 15, причем 70% бездействуют вследствие неисправности.
К этому письму был приложен протокол совещания, состоявшегося в губисполкоме 22 августа. В нём, в частности, говорилось: Представитель Водосвета инженер Ф.А. Диц заявил: «При ремонте электрокабеля обнаружилось, что у правого берега он сильно поврежден якорем, лежит на грунте без всякого погружения, перепутан с телефонными и телеграфными кабелями». Новое совещание по этому же вопросу состоялось менее чем через месяц — 17 сентября, когда из Москвы пришло известие о выделении средств на прокладку нового электрокабеля. Поэтому один из пунктов принятого в день постановления был таким: «Весной 1925 года произвести землечерпательные работы по прорытию траншеи для заглубления кабеля в грунт». Именно так надеялись раз и надолго обезопасить электрокабель от повреждения якорями. Видимо, тогда же — весной 1925 года, когда на Бакарице вновь зажглись лампочки, на берегах Двины появились предупреждающие объявления ОСТОРОЖНО — КАБЕЛЬ. ЯКОРЯ НЕ БРОСАТЬ и соответствующий знак: ![]() _____________________________________________________ Предыдущий пост - Брёвна на Успенской |
|
Всего комментариев: 0 | |