Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

15:48
«Белые павианы», интервенты и «безнравственность»

О периоде интервенции и белогвардейщины на Севере (август 1918 — февраль 1920) написано множество статей, монографий и книг и, казалось бы, эта тема освещена всесторонне. Тем не менее ещё есть о чём сказать. Я говорю о том, о чём некоторые стыдятся говорить или предпочитают молчать, — о проституции. Кстати сказать, об этом явлении мне сравнительно недавно уже доводилось писать — см. Дом с мезонином и «Тычок».

О нём же началась дискуссия вскоре после бегства белых — в апреле 1920-го — на страницах газеты «Известия Архангельского Ревкома и Губкома РКП(б)». А начало дискуссии положил читатель под псевдонимом «Мужик с Троицкого», который призвал покончить с позорным явлением недавнего прошлого. Приведённые им факты дополнила «Скорбящая женщина», причём дополнила эмоционально и настолько достоверно, насколько позволяли нормы публичного рассказа о лично пережитом:

Товарищ «Мужик с Троицкого» сказал много правды, но не досказал всего — есть более ужасное, грозящее Советской России. Он, между прочим, указал на безнравственное поведение солдат бывшей белой армии, но забыл, что начало всему этому положено «союзниками», которые дамскими нарядами, вискою, коньяком, шоколадом и прочими подарками совращали многих наших женщин и девушек. Они научили их роскоши и сладкоешству, питью напитков. И это было ценою женской чести, ценою разрушения семейной жизни.

Архангельск. Интервенты на излечении

Но не одни делали это. Когда они ушли, их продолжателями были имевшие власть и деньги проклятые буржуи. Это с виду часто серьезные, корректные мерзавцы, всегда симпатичные, вкрадывающиеся в женскую душу как искусные воры. Это те, которые, будучи начальниками белых учреждений, выбирали себе «машинисток», «конторщиц» со смазливыми личиками, ножками в «паутинках», полуоткрытыми руками и плечами. Таких они принимали на службу на хорошее жалование, которое постепенно увеличивали сообразно возрастающим плотским аппетитам.

Они, эти вампиры, эти «интеллигентные павианы», эти ужасные растлители, систематично, как паук муху, незаметно для намеченной жертвы опутывали ее и высасывали из ее души долг человеческой чести, сознание человека в женщине.

Эти подлые похотливые генералы, полковники и штатские начальствовали в разных канцеляриях, бюро, стремились завязать интрижку со своими служащими-работницами, и более опасаясь девушек, свою стратегию чаще направляли на жен, мужья которых были или на фронте, или за фронтом.

Они протежировали, набавляли жалование и в то же время в своих бюллетенях, на целых простынях, выставляемых на окнах своих учреждений, бросали оскорбительно-лживые на честных красных работников обвинения в «национализации» женщин. Они считали женщину не человеком, а игрушкою для своей грешной прихоти. Они, растлив душу и загрязнив тело, спокойно бросали этот огрызок бывшего человека мужу, брату, отцу.

Я убеждена, что многие из этих бывших служащих, услышав знакомую фамилию такого начальника, покроются или яркою краскою стыда, или бледностью негодования. К счастью, они, сознавая, что по всем своим делам не останутся безнаказанными, бежали за границу.

Нужно быть женщиной, чтобы понять меня и то, что творилось. И кто же эти люди-женщины, так «протежированные»? Это жены, сестры, матери и будущие матери Человека-Работника, строителя прекрасного будущего Советской России. Да, они вспомнят теперь, что белые понимали женщину по-своему, они видели в ней игрушку-животное, способное удовлетворять похоть. Человека они в ней не видели.

Помоги же нам, помоги ей, твоей сотруднице, твоей жене, сестре, матери, честный и добрый гражданин. Огради ее от смрада «белых павианов». Эти враги опаснее тех, кто оружием отнимает жизнь; они оставляют физическую жизнь, убив душу, честь, растлив и загрязнив тело. Эти «начальники белой интеллигенции» — разбойники, воры и трусы.

Письмо «Скорбящей женщины» редакция газеты дополнила такими словами:

Это крик наболевшей души. Комментарии к письму не нужны. Оно само ясно говорит об отношении к женщине со стороны «культурных» людей. И теперь, когда говорят о проституции, стоит вспомнить, что среди проституток немало «любителей».

Так, все на борьбу же с этим позорным явлением белогвардейщины! Надо очистить Архангельск. О мерах борьбы мы уже писали.

Я же дополню процитированное другой информацией, которая, казалось бы, к затронутой теме отношения не имеет: одним из изданных Временным правительством Северной области документов было обязательное постановление, запрещавшее сдавать частные бани иностранным военнослужащим. А выпуску этого документа предшествовало получение письма, в котором прово-маршал (шеф военной полиции) майор Каутли писал правительственному комиссару и управляющему отделом внутренних дел Игнатьеву следующее:

Союзное Командование просит срочного и решительного распоряжения для отдачи соответствующего приказа о запрещении владельцам бань Архангельска и пригородов сдавать или предоставлять помещения бань чинам Союзных войск. Развитие безнравственности, в которой соучаствуют владельцы бань, должно быть пресечено срочным порядком. Союзное Командование просит обязать владельцев под страхом громадной ответственности не предоставлять бань для мест свиданий, что происходит в настоящее время.

А написано было это письмо по той причине, что интервенты, дабы скрасить армейские будни, под предлогом помывки снимали бани, куда приглашали особ легкого поведения. Местных жителей, сей факт сперва не смущал, ибо в дореволюционном Архангельске проституция была узаконена. Ропот пошел, когда «помывки» приобрели групповой характер. А настоящее возмущение возникло, когда, обещая деньги, сладости или продукты, стали заманивать в бани мальчишек и подростков. Понятно, для чего... Поэтому явление, стыдливо именуемое «безнравственностью», не замечать уже было нельзя.

Издав требуемое постановление, марионеточное белое правительство всё же осмелилось вступиться за мальчишек, так как «безнравственность» банями не ограничивалась. Однако прямо писать не решилось, а использовала эзопов язык:

На основании чуть ли не ежедневно получаемых мною сведений, что в Управлении Прово-Маршала производится порка мальчишек, спекулирующих предметами военного обмундирования и продовольствием, имею честь просить Вашего разъяснения, насколько основательны сведениях о тех наказаниях, которым подвергаются русские граждане. Считаю своим долгом поставить Вас в известность, что русские граждане могут быть наказаны с согласия и ведома русских властей и что русскими действующими в Северной области законами все телесные наказания воспрещены.

Но ответа не последовало. Вскоре интервенты поспешили убраться восвояси, и с их стороны «порки» с «безнравственностью» прекратились. А насколько «нравственны» были оставшиеся в Архангельске «белые павианы», уже рассказано «Скорбящей женщиной» в вышепроцитированном письме...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Другой оппозиции у нас для вас нет...

Просмотров: 133 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0