Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

15:07
Театр, Яков Лейн и «слуги народа»

О судьбе архангельского дореволюционного театра я недавно рассказывал дважды. Ибо в 1915 году сначала городская дума проголосовала за сдачу разрушающегося здания под рыбный склад, а затем — когда предприниматель отказался арендовать — городские власти решили его снести.

Эти события происходили на глазах Якова Львовича Лейна, который в том году руководил труппой летнего театра, располагавшегося в Гагаринском сквере (ныне Петровский парк). Будучи актёром, режиссёром и театральным педагогом, служившим в храмах Мельпомены многих крупных российских городов, он, конечно, с горечью взирал на происходившее — нигде в России ничего более головотяпского и одновременно позорного он не видел. Поэтому не удержался и написал обращение в городскую думу Архангельска.

Но прежде чем взяться за перо, Лейн предварительно навёл справки о заседавших в гордуме «слугах народа». А гласными (депутатами) за незначительным исключением были местные купцы и им равные по капиталу лица, которые избрались в думу в основном с одной целью — направить бюджетные потоки в «нужном» направлении.

Осознав, что ни усовестить их, ни сагитировать (без обещания весомой для них выгоды) на постройку нового театрального здания не удастся, Яков Львович в своём обращении попытался заинтересовать их грядущей прибылью. И поэтому предложил возвести не просто театр, а то, что ныне называется ТРЦ — торгово-развлекательный центр, понятно, с театральным залом. Вот как он об этом писал:

Истекшее лето я прожил в Архангельске, руководя театральным предприятием П.К. Минаева и, в качестве руководителя имел возможность ознакомиться с той огромной потребностью в театре, которая назрела среди обывателей Архангельска.

Прошлый год дал валовую выручку в размере 23000 рублей. А в истекшем сезоне, когда была повторная мобилизация, при том более тяжелая по своему экономическому значению (призывались ратники 2-го разряда — люди, обслуживающие повседневную жизнь), выручка достигла 40000 рублей.

Главный фактор, который способствовал этому - это закрытие винной монополии. Вся масса трудящегося населения, которая посвящала свой досуг портерным, ресторанам, кабакам — вся эта масса ринулась в театр. Но, к сожалению, не вся она попадала в него: вот уж подлинно —«Много званых, но мало избранных» — театр существующий не мог вместить всех желающих. Кто не знает случаев, когда на втором представлении «Осенних скрипок» толпа в 150-200 человек ушла, так как все билеты были проданы. Это ли не показатель острой потребности.

Я с убеждением говорю: будь летний театр в Архангельске больше, валовая цифра достигла бы 50000 рублей. А ведь такую цифру дают лишь крупные города России: Нижний Новгород, Самара, Ярославль, Саратов. И к тому же за зимний сезон, когда продолжительность сезона равняется 5-5½ месяцев.

И при этом всём такой город и с такой потребностью в театре живёт без театра. Правда, есть летний театр — здание с грехом пополам исполняющее своё предназначение. А зимой?..

Один выход — кино. Но есть еще один выход — это выстроить театр. Я понимаю, что город, при всём желании, в настоящее время не располагает средствами для постройки театра. Но неужели нет частной инициативы? Не верю, не хочется верить!

Убыточности от этого предприятия ожидать нельзя ни в коем случае, напротив — весь растраченный капитал быстро окупится.

Я себе представляю это дело в таком виде:

Театр зимой — он же и летний — должен стоить от 125 до 150 тысяч рублей и должен быть построен так, чтобы части фасада были годны под торговые помещения: магазины, кафе, банковские конторы и т.д. Это первое, а второе — театр должен быть и зимним, и летним. Эксплуатация театра может дать от 10 до 12 тысяч рублей прибыли год, 6 магазинов — до 4800, итого за год — 16800.. Это, я считаю, minimum доходности.

На мой згляд — эти аргументы достаточно убедительны даже для самых патентованных скептиков.

Подумать только, какое большое общественное дело сделают те, кто возьмет на себя почин этого благого дела. Ведь потомки будут благословлять их имена за то, что они были пионерами, которые видели свет знания в области духа. — Почтенней задачи для современника нет и быть не может.

Однако архангельские «слуги народа» и власти оказались хуже даже самых патентованных скептиков. И, конечно, пионерами не стали. Да и разве можно было надеяться, что те, кто десятилетиями не выделял деньги на ремонт здания театра, вдруг раскошелится на новый проект, прибыль от которого в отличие от привычной им торговли не могла быть быстрой и сразу же в кармане ощутимой. Посему обращение Якова Лейна гордума единогласно «приняла к сведению».

Хуже того — в следующем году большинство гласных гордумы проголосовало за запрет представлений в летнем театре. Как, впрочем и других культмероприятий в Гагаринском сквере. Ибо на том настояло руководство местной епархии, посчитавшее, что близкое соседство храма Мельпомены (пусть и только летнего) и церковного храма — кафедрального собора — недопустимо и нетерпимо. И одновременно добилось выделения средств на ремонт и строительство культовых зданий. За этот пункт «отцы города» и «слуги народа» проголосовали охотно — надо же было где и как-то замаливать свои грехи (см. «Фабрика ангелов»).

Что же касается нового здания архангельского театра, то оно было построено только после революции, то есть тогда, когда появились совсем другие пионеры, которым тоже был нужен свой театр. Поэтому в середине 1930-х годов в Архангельске было уже три театра — Большой (ныне драматический), юного зрителя (ТЮЗ) и музыкальной комедии. И вполне возможно, что о начале строительства первого из них Яков Львович Лейн (впоследствии режиссёр Волковского театра Ярославля) узнать успел, ибо в справочной литературе дата его ухода указана так: «после 1928 года»...

______________________________________________________

Предыдущий пост - «Горючий» человек

Следующий пост - Кормили нахлебников, а не себя...

Просмотров: 1014 | Добавил: Bannostrov | Теги: театр, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: