Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:45
Смелый «Беломорец»

В газете «Правда Севера» за 22 мая 1940 года встретился фотоснимок, на котором был запечатлён траулер Севгосрыбтреста «Беломорец», пришедший с промыслов в Архангельск:

Попытался побольше узнать об этом судне, и в веб-книге Гелия Хорькова Морские были нашёл главу Поединок, в которой рассказывалось, как рыболовецкий траулер вышел победителем в бою немецкой подводной лодкой:

Старенький морской работяга рыболовецкий траулер РТ-89 «Беломорец», о котором пойдет речь, относился к первенцам советского судостроения. Многие годы перед войной он трудился в условиях Заполярья, добывая треску и камбалу, селедку и морского окуня. Когда началась война, более новые и современные суда были мобилизованы и переоборудованы под сторожевые корабли, тральщики, минные заградители. А РТ-89 продолжал ловить рыбу, но теперь уже только в Белом море. Рыба — рыбой, но иногда и ему приходилось перебрасывать войска в Кандалакшу и Беломорск, транспортировать раненых, уклоняться от бомб вражеских самолетов, участвовать в тушении пожаров в порту, с опаской проходить районы, в которых фашистские стервятники сбросили мины. Но самое грозное испытание пришлось ему выдержать значительно позднее, уже в самом конце войны…

Случилось это осенью 1944 года. Война с Севера ушла на Запад. Все реже у наших берегов появлялись подводные лодки врага, прекратились и налеты самолетов противника на суда, плавающие вблизи побережья Кольского полуострова. В этих условиях командование Северным флотом разрешило наиболее отчаянным рыбакам производить лов рыбы и в Баренцевом море, не удаляясь далеко от берегов. На всякий случай на такие суда поставили по одной пушке, а рыбакам выдали винтовки. В те дни и на полубаке РТ-89, которым командовал опытный моряк К. Романов, появилась сорокапятка, оборудовали и место для хранения ящиков со снарядами. Обслуживать пушку поручили матросу А. Кокшарову, который раньше служил в Военно-Морском Флоте и знал, как обращаться с пушкой на корабле. Прошел он и специальные сборы, на которых тренировался в обслуживании орудия, участвовал в выполнении практических стрельб. Пушку, стоявшую на носу судна, накрыли брезентом и обтянули так, что со стороны она выглядела как вьюшка с тросами.

22 октября 1944 года РТ-89 закончил промысел в районе Иоканги и, загрузив трюмы рыбой, лег на курс в Архангельск, следуя своим, как шутили моряки, «парадным ходом» — четыре-пять узлов — все, что могла дать изрядно изношенная и давно требовавшая ремонта паровая машина траулера.

Когда траулер прошел траверз мыса Святой Нос и уже входил в горло Белого моря, неожиданно у него по корме всплыла фашистская подводная лодка. Расстояние до нее не превышало ста метров. По приказу капитана радист передал в пароходство, что траулер обнаружил вражескую подводную лодку и вступает с нею в бой. У каждого, кто знал, что собой представляет РТ-89, это сообщение вызвало, по меньшей мере, удивление.

А на траулере готовились к бою. На бак промчались А. Кокшаров и подносчик снарядов — заряжающий В. Митусов. Рыбаки занимали места по тревоге: одни готовили к действию пожарную магистраль и растягивали шланги по палубе, другие устраивались за надстройками с винтовками в руках. На иллюминаторы опускали «броняшки» — металлические крышки. Капитан сам встал у штурвала. С мостика внимательно следили за действиями подводной лодки.

На ее палубе появилось несколько человек, которые спокойно разглядывали траулер в бинокли. Один из фашистов что-то сказал, другие засмеялись. Когда подводная лодка, следуя параллельным курсом, догнала траулер, тот же долговязый моряк взял в руки мегафон и, направив его в сторону мостика РТ-89, крикнул:

— Эй, прыгай в воду! А то бух… бух!.. И буль, буль…

Встретившись взглядом с Митусовым, он несколько раз энергично показал рукой в воду. Гитлеровцы снова громко захохотали. Несколько человек подошли к пушке, свинтили с ее ствола пробку и начали разворачивать ее в сторону траулера. Они не спешили, действовали спокойно, как на учении.

И в этот момент капитан «Беломорца» крикнул Кокшарову:

— Стреляй!

А сам, переложив руль, нацелил форштевень траулера в борт вражеской подводной лодки, пытаясь протаранить ее. С нашего судна прогремел первый выстрел. Снаряд прошел так низко над мостиком вражеской лодки, что находившиеся на нем пригнулись. Следом защелкали винтовочные выстрелы. Такого оборота дела враг не ожидал. Лодка увеличила ход и отвернула в сторону. В результате этого маневра траулер на какое-то время оказался вне зоны обстрела пушки, стоящей на носу лодки. А Кокшаров посылал один снаряд за другим. Они рвались буквально рядом с корпусом вражеского корабля, но попасть в цель при довольно сильной качке все никак не удавалось. Зато те, кто стрелял из винтовок, успели ранить нескольких гитлеровцев.

Происходило невероятное: современная подводная лодка маневрировала, уклоняясь от атаки рыбацкого судна и стремясь как можно скорее оторваться от него, а тихоходный неуклюжий траулер, выжимая все из своей старенькой машины, старался не отстать от нее, продолжая обстрел из пушки и винтовок. Так продолжалось несколько минут. Подлодка неоднократно пыталась развернуться, чтобы открыть огонь из орудия, а возможно, и для того, чтобы выпустить торпеды, но «Беломорец» упорно держал курс на нее. Но вот полыхнуло пламенем и орудие противника. Первый его снаряд взвинтил воду рядом с кормой траулера. Два другие встали столбами воды рядом с бортом. На ходовой мостик обвалился поток воды. С мостика подводной лодки застрекотал пулемет. Пули свистели над головами моряков, врезаясь в надстройки. И в этот момент Кокшарову удалось поймать корпус подлодки в прицел. Прозвучал очередной выстрел. Искрометным пламенем сверкнул разрыв снаряда на палубе подводной лодки. До рыбаков донеслись крики, какие-то обрывки команд… В люке один за другим исчезали вражеские моряки. Подводная лодка развернулась кормой к траулеру и увеличила ход. Вероятно, снаряд с нашего траулера причинил ей серьезные повреждения и вражеский командир решил не испытывать судьбу дальше. Вскоре очертания вражеского корабля растворились в мутной мгле наступавших сумерек.

Капитан «Беломорца» оглядел судно. Со всех сторон подходили к нему рыбаки, слышались их возбужденные голоса:

— А здорово мы их!

— Алексей-то наш… Ему бы не рыбу ловить, а башней на линкоре командовать!

С бака раздался голос Кокшарова:

— Вроде все, капитан. Даже не верится!.. А я вначале никак не мог попасть в гада…

Вокруг него, в такт качке, тонко позвякивали, лениво перекатываясь, стреляные гильзы.

— Молодец, и наперед всегда так держись! — со вздохом облегчения ответил капитан, вытирая шапкой мокрое лицо. Еще раз посмотрев в сторону исчезнувшей подводной лодки, он передал штурвал рулевому и распорядился ложиться на прежний курс — домой.

В других источниках нашлись дополнительные сведения о траулере. Так, на сайте sovnavy-ww2 имеются следующие данные:

Т-903(до 3.07.1941 г. РТ-89 «Беломорец», до 20.09.1941 г. «СКР-65») Водоизмещение 1100 т. Размерения 48.2 х 8.5 х 4.4 м. ГЭУ котломашинная, 650 л.с. Скорость 9.5 узла, дальность 4100 миль. Вооружение: 2 х 76.2 мм , 2 х 20 мм (до 1943 г. 2 х 45 мм), 2 х 7.62 мм пулемета, тралы: Шульца, 2 змейковых, тихоходный охранитель от мин ТОК-1. Экипаж 43 чел.

Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста. Построен в 1935-1936 гг. («Северная верфь», Ленинград, достроен на заводе «Судомех»). Мобилизован 3.07.1941 г. и вошел в состав СФ в качестве сторожевого корабля. Носил бортовой № 54. С 13.08.1941 г. входил в состав Беломорской флотилии Северного Флота. 20.09.1941 г. переоборудован и переклассифицирован в тральщик, получил бортовой № 57. 2.02.1944 г. переклассифицирован в посыльное судно. После войны возвращен Наркомату рыбной промышленности.

А в напечатанной в «Северной неделе» статье о рыболовных судах, ремонтировавшихся на северодвинском заводе № 893 («Звёздочке»), говорится:

Архангельские РТ-84 «Гольфстрим» и РТ-89 «Беломорец» построили корабелы ленинградской судостроительной верфи соответственно в 1935-м и 1936 годах. «Гольфстрим» принадлежал к первой серии промысловых судов, а «Беломорец» ко второй. Разница в их технических параметрах небольшая: длина корпуса — 53-54 метра, ширина — 9 метров, дедвейт — 411 тонн, грузоподъёмность — 280 тонн, паровая машина — 650 л.с., скорость — 9 узлов, экипаж — 41-42 человека...

Оба этих траулера бортового траления вошли в состав Севгосрыбтреста. Правда, «Гольфстрим» сначала приобрели мурманчане, а «Беломорец» — архангелогородцы...

На заводе № 893 ремонтом траулера «Гольфстрим» ведал Зиновий Беркович Эдельман, а за работы на «Беломорце» отвечал Николай Александрович Куликов. Сдали суда соответственно в 1957-м и 1958 году. Можно только предположить, что старые, изношенные корпуса и машины «Гольфстрима» и «Беломорца» требовали значительного ремонта, если бы не деталь — уже вскоре после возвращения с завода в строй оба траулера были списаны из состава тралового флота (1960–1962).

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Спасибо, маэстро!

Следующий пост - Последний концерт предвоенного сезона

Просмотров: 1674 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SherryAnact  
0
Sanduga Fusion Restaurant consists of two parts. One part is a lounge for smoking a hookah.

For hookahs we used exclusive types of tobacco, for example Social smoke (USA), Argelini (Jordan), and premium tobacco World Tobacco Original (Russia).

Имя *:
Email *:
Код *: