Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:23
Шейхертская, Шехеретская, она же Таймырская

9 декабря 2023 года в сообщении Захаваева и Латышева — забытые названия речь шла о том, как первоначально (по фамилии первых на них построившихся) именовались: часть нынешней Советской улицы и улица Прокашева. А в заключение этого сообщения я упомянул ещё одну соломбальскую улицу:

Представляет интерес и первое название соломбальской улицы Таймырской — Шехеретская (варианты — Шохерецкая, Шехерецкая). По поводу её я давным-давно общался с известным краеведом Евгением Ивановичем Овсянкиным. И он склонялся к выводу, что Шехеретская — это искажённое написание Шуерецкой. Однако меня, как говорится, гложут сомнения. Надеюсь, что найдётся архивный документ, который прояснит появление названия улицы. А пока я из другого документа узнал, что в апреле 1936 года президиум Соломбальского райсовета постановил переименовать Шотландскую и Шехеретскую улицы в Красноармейскую и Октябрьскую. Казалось бы, по той поре название идеологически выверенные. Однако горсовет это постановление отменил и улицы получили политически нейтральные названия — Беломорская и Таймырская соответственно.

Впрочем, Евгений Иванович не просто склонялся, а название Шуерецкая поместил в своей книге «Имена Архангельских улиц»:

Таймырская ул., бывшая Октябрьская, еще ранее Шуерецкая. Переходит в ул. Советскую — центральную магистраль Соломбалы.

А у меня, повторяю, были сомнения в том, что слово Шуерецкая могло трансформироваться в Шехеретскую. Ладно бы, изменение в несколько сокращённый вариант — в Шурецкую или Шерецкую — что естественно и правдоподобно. Но что бы в середине слова появилась буква «х» — казалось мне маловероятным. Кроме того, буквосочетание «тс» в разговорной нередко передаётся звуком, обозначаемым буквой «ц», но в случае трансформации Шуерецкой в Шехеретскую означало бы, что произошло обратное — «ц» заменили на «тс». А это на мой взгляд противоречило бы нормам той же разговорной речи. Я, конечно, не лингвист-языковед, но пришёл к таким выводам...

К сожалению, последние два года в силу разных обстоятельств мне не удалось позаниматься в областном архиве, а значит, и сколько-нибудь приблизиться к прояснению, почему улица называлась Шехеретской. Но как говорится, кто ищет, то находит. Причём, как полагаю, истину удалось установить даже без архивных документов, а с помощью памятных книжек Архангельской губернии, которые благодаря интернету теперь доступны всем. И вот в подобной книжке за 1911 год встретил упоминание о Павле Александровиче Шейхерте, состоявшем в запасе армейской кавалерии поручике, который в тот год служил сверхштатным чиновником особых поручений канцелярии губернатора:

Его фамилия мне показалось созвучной с названием Шехерецкая, и решил побольше о нём узнать. Что оказалось нетрудно сделать. И даже в ВК-паблике Института истории СПбГУ найти его портрет, сопровождённый пояснительным текстом:

Корнет 17-го драгунского Волынского полка Павел Александрович Шейхерт. Москва, 1906 г. Коллекция и атрибуция Н. Царева (рисунок Ю. Юрова).

Интересной деталью портрета, помимо темляка из аннинской ленты, являются гладкие, без чекана, пуговицы, которые в августе 1904 г. во всей армейской пехоте и кавалерии должны были быть заменены пуговицами с государственным гербом. Объясняется это тем, что портретируемый в июне 1904 г. был переведен во 2-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска, в составе которого и принимал участие в Русско-японской войне. Ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (Аннинского оружия) офицер удостоился достаточно рано — 26 сентября 1904 г. После окончания боевых действий и возвращения в свою часть Павел Александрович сфотографировался в драгунском мундире со старыми пуговицами. На груди офицера медаль, полученная в 1896 г. в память коронации императора Николая II. Позже П.А. Шейхерт был произведен в поручики, служил в 8-м запасном кавалерийском полку. Сведений о его судьбе после 1910 г. пока не обнаружено.

Запечатлён П.А. Шейхерт (в 1904 году — хорунжий) и на групповом снимке офицеров 2-го Нерчинского полка Забайкальской казачьей дивизии — в последнем ряду четвёртый слева:

В том же источнике, откуда был заимствован второй снимок — сайта Офицеры русской императорской армии — нашлась и достаточно полная информация о Павле Александровиче:

Родился 17.08.1882 года. Сын Коллежского Асессора Архангельской губернии. Образование общее домашнее, военное Николаевское кавалерийское училище, выпущен из юнкеров корнетом Шейхерт – в 17-й Волын. 10.08.1903.
09.06.1904 переведен из 17-го драгунского Волынского полка во 2-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска (с переименованием из корнетов в хорунжие). Участник Русско-Японской войны 1904-1905.
31.08.1906 переведен из 2-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска в 17-й драгунский Волынский полк(с переименованием из хорунжих в корнеты).
18.10.1907 переводятся: по кав.: драгун. п.: 17-го Волынск.: прч. Шейхерт – в 8-й зап. кав. п.
В запасе с 05.05.1910 (зачисляются: по кавалерии: 8-го запасного кавалерийского полка поручик Шейхерт – в запас армейской кавалерии, по Московскому уезду).
Призван по мобилизации в ополчение 1914, переведен и зачислен в 1-й Прибалтийский конный полк начальник конно-пулеметной команды с 1916.

Чины:
Корнет армии с 10.08.1903, со старшинством с 10.08.1902
Переименован в хорунжие 09.06.1904
Переименован в корнеты армии 31.08.1906
Поручик армии с 01.09.1907, со старшинством с 10.08.1907

Таким образом выяснилось, что Павел Александрович — наш земляк, поскольку был «сыном Коллежского Асессора Архангельской губернии». А значит, теперь пришла очередь выяснить, кем и где служил его отец. И тут вновь пришла на помощь памятная книжка Архангельской губернии, но за 1881 год, в которой упоминается коллежский секретарь Александр Александрович Шейхерт, служивший приставом 3-Й (Соломбальской) полицейской части Архангельска. То есть он возглавлял эту часть и по этой причине жил в Соломбале, где год спустя и родился его сын — будущий офицер-кавалерист.

Помимо того вывода, что Павел Александрович Шейхерт по месту рождения был соломбальцем, можно сделать и другой: его отец, пристав Соломбальской полицейской части был напрямую причастен к появлению на той части Банного острова, которая застраивалась позднее других, хотя и короткой, но новой улицы — первоначально Шейхертской. Возможно, был её первым жителем. Что ещё предстоит выяснить.

Да, название Шейхертская несколько отличается от Шехеретской (Шехерецкой), но подобное измение — с потерей буквы «й» —вполне правдоподобно. А то, что звучит не по-русски, сей факт архангелогородцев и соломбальцев не удивлял, так как в городе были и другие далеко не русские названия — например, Дорбекерская (или Дорбенерская), Мейеровская и Менсендековская улицы, получившие наименования от фамилий на ней проживавших. А в Соломбале — Вакселева слобода.

Переносясь в наше время, с сожалением констатирую, что от былой застройки Таймырской (бывшей Шейхертской-Шехеретской) улицы почти ничего не осталось — лишь два дома — угловой с улицей Валявкина и последний по чётной стороне. А так эти и другие дома выглядели в январе 2015 года:

______________________________________________________

Предыдущий пост - Наводнение и катера

Просмотров: 55 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0