Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:51
Отомщённая «Вера»

26 сентября 2002 года в газете «Правда Севера» была опубликована моя статья «Жертвы «Прогресса», в которой рассказывалось о случившейся в сентябре на Маймаксанском рукаве Северной Двины (или реке Маймаксе) катастрофе — таране одного парохода другим, в результате чего утонуло около 20 человек. За прошедшее время мне как в архивных документах, так и в газетных публикациях весьма часто встречалась информация о похожих происшествиях на узкой, но глубокой и поэтому судоходной Маймаксе. Например, о следующем, также повлекшем человеческие жертвы.

11 июня 1915 года небольшое пароход «Вера», принадлежавший архангельскому заводовладельцу Мартину Ульсену, буксировал по Маймаксе норвежское морское судно «Modemi».

Фото с сайта www.Wrecksite.eu

При подходе к Удельному заводу (о. Бревенник) капитан «Веры» Фёдор Казаков заметил стоявший у левого берега плот древесины и, чтобы его не задеть, взял вправо. Но и там показалась опасность — мель. Поэтому «Вера» резко и почти под прямым углом повернула влево, чтобы вывести «Modemi» на середину фарватера. А морское судно с застопоренной паровой машиной продолжало двигаться вперёд по инерции. И таранило подставившую левый борт «Веру»...

Как впоследствии рассказывал машинист утонувшего парохода Бородкин, он заметил, что судно кренится на другой борт. Тут же услышал крик: «Спасайся!» И успел выскочить на палубу как раз в тот момент, когда машинное отделение стало наполняться водой.

При расследовании происшествия эксперт, он же помощник начальника Архангельского порта Александр Эльзенгр констатировал:

Пароход Ульсена «Вера» был совершенно не приспособлен к буксировке морских судов, а предназначался для буксирования плотов леса, а потому Фёдору Казакову следовало отказаться от буксировки «Modemi».

Если же это было невозможно, то нужно было принять меры предосторожности: взять стальной трос и соединить его патроном на случай несчастья. Держать все время трос натянутым. Взять в свои руки инициативу, не дожидаясь, что скажет лоцман Д.В. Хабаров с парохода. При входе в Маймаксу следовало предупредить капитана «Modemi», что бы он делал то, что ему скажут с буксира. Так как ничего этого не было сделано, то вина в гибели «Веры» падает на ее капитана.

Понятно, что в связи с гибелью пяти человек из экипажа «Веры» было возбуждено уголовное дело. Следствие велось более года, и лишь 2 ноября 1916 года Архангельский окружной суд, учтя солидный возраст подсудимого — 66-летнего крестьянина Лисестровской волости Фёдора Борисовича Казакова, вынес следующий приговор:

Объявить Ф.Б. Казакову строгий выговор, наложить на него церковное покаяние — по усмотрению епархиального начальства. Взыскать с него с судебные издержки.

Что же касается владельца парохода, то в адрес его не последовало никакого судебного определения. Как и в адрес лоцмана, и капитана норвежского судна.

Естественно, я попытался найти в архангельских газетах за 1915 год дополнительные сведения об этом происшествии. Но не обнаружил даже краткой информации. Но не удивился этому факту, так как местный дореволюционный газетный цензор безжалостно вычеркивал из пробных оттисков газетных страниц всё, что казалось ему непозволительным или секретным. Поэтому почти в каждом номере местных газет, точнее, на их страницах можно найти пробелы на месте уже набранных, но запрещённых публикаций.

Безусловно, меня заинтересовала дальнейшая судьба норвежского судна. И выяснил, что она оказалась столь же трагической, как и у «Веры». Ибо на сайте www.divenorway.com нашлась следующая инфорация:

Modemi was torpedoed and sunk by German submarine off Whitby High Light on November 11 1917

Следовательно, немецкая подводная лодка 11 ноября 1917 года «отомстила» за «Веру», торпедировав и потопив «Modemi»...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Kenyérmezö, Skalmierzyce, Велес...

Следующий пост - Поцелуям — нет!

Просмотров: 999 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: