Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:09
Новостройки 1936 года

В опубликованной в газете «Правда Севера» статье «Беспокойный отпуск» я рассказывал, как летом 1935 года председатель Северного крайисполкома Григорий Кононович Прядченко совмещал пребывание в подмосковном доме отдыха с посещением высокопоставленных столичных лиц - членов правительства РСФСР. Например, для того, чтобы выбить деньги и фонды стройматериалов для строительства новых школ в Архангельске.

А при разговоре с главой Совнаркома республики Даниилом Сулимовым — когда речь зашла о плане Большого Архангельска — он услышал предложение подготовить «подробную и основательную записку в СНК РСФСР». Со своей же стороны Сулимов обещал пойти с ней «в Совнарком Союза к т. Молотову, и, если удастся, к т. Сталину.»

Прядченко, конечно, не преминул воспользоваться такой возможностью и в письме в Архангельск поручил подготовить эту записку своему заместителю — Михаилу Адольфовичу Цетлину. И хотя в областном архиве я её копии не нашёл, нет сомнения, что нужный документ был вовремя подготовлен, а затем и доставлен на рассмотрение высших должностных лиц СССР. Говорить так позволяет тот факт, что многое из того, что фигурировало в плане Большого Архангельска (то есть в плане превращения краевого центра в современный и благоустроенный город) вскоре - уже в следующем году — стало осуществляться.

Так, начались строительство моста через реку Кузнечиху, асфальтирование проспектов П. Виноградова и Сталинских ударников (Набережной), одновременное возведение полутора десятка новых школ (в основном четырехэтажных), Дома изобретателей (ныне здание театра кукол) и первых в городе четырёхэтажных жилых домов. Завершалось строительство здания мединститута и первой очереди краевой (ныне областной) больницы.

Возводились и промышленные объекты — целлюлозный завод в Мечке (ныне Архангельский ЦБК), вторая очередь Соломбальского сульфат-целлюлозного завода (впоследствии СЦБК) А рядом с краевым центром — в посёлке Судострой (входившем тогда в городскую черту Архангельска) - началось строительство Архангельского судостроительного завода (ныне северодвинский Севмаш).

Таким образом, Архангельск и его окрестности превратились в большую строительную площадку. В том числе благодаря «пробивным» способностям Григория Прядченко. Однако первые построенные уже в следующем году объекты он, как говорится, в живую увидеть не смог, так как был в том же 1935-ом переведён на должность председателя Харьковского облисполкома. Хотя. возможно, увидел их на снимках — если бывшие сослуживцы присылали газетные вырезки с фотографиями школ, построенных в 1936 году:

9-я (впоследствии 44-я) средняя школа на Пионерской (Маяковского) улице в Соломбале

16-я (50-я) средняя школа на улице Левачева в Соломбале

22-я средняя школа на Костромском (ныне Советских космонавтов) проспекте

23-я средняя школа на углу Вятской (Шубина) улицы и проспекта П. Виноградова (Троицкого)

В дни, когда фотокорреспондентом «Правды Севера» Калестином Коробицыным были сделаны эти снимки, строительство других четырехэтажных архангельских школ — 37-й, 52-й, 82-й, 95-й и других — ещё продолжалось...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Требуйте в магазинах...

Следующий пост - Две трагедии одной семьи

Просмотров: 830 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска. Фотолетопись , История Соломбалы, наводнения, Фотолетопись Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: