Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:49
Несбывшиеся проекты

 

В размещённой на сайте статье "Хозяйство Касперовича" рассказывается как о начале строительства железной дороги Архангельск-Мезень (и далее), так и о причинах, по которым возведение магистрали было прекращено.
 
Построенный участок железной дороги Архангельск - Мезень
на американской карте 1954 года
 
Дополнить содержание этой статьи может недавно найденный мной в архиве документ, а именно протокол заседания архитектурной комиссии отдела по архитектуре при Архангельском облисполкоме, которая 29 октября 1952 года рассмотрела вопрос "Проект полосы отвода железнодрожной линии Архангельск - Мезень на участке станция Исакогорка - река Лодьма".

В постановлении комиссии, в частности, говорится:

"Считать возможным рекомендовать Архангельскому горисполкому отвести в пределах городской территории полосу под железную дорогу при обязательном выполнении строительством п/я 4 следующих условий:

Местоположение здания центрального городского вокзала Архангельска, установленное основными положениями проекта планировки города, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 1023-71с 17 августа 1950 года на пересечении железнодорожной магистрали с тремя основными композиционными магистралями планировки города:

а. улицы Энгельса (главной подводящей к привокзальной площади магистрали),
б. улицы Урицкого,
в. улицы Госпитальной.

При строительстве центрального железнодорожного узла станции Архангельск это положение в обязательном порядке должно быть учтено и здание пассажирского вокзала должно хорошо просматриваться со всех трех вышеперечисленных магистралей. Соответствующим образом должны быть увязаны отметки центральной привокзальной площади с отметками улиц Энгельса, Урицкого и Госпитальной (ныне Гагарина. - М.Л.) .

Всякое изменение местоположения цетрального городского вокзала исключается, как нарушающее идею планироки и застройки города..."

 
Из текста постановления следует, что кроме центрального вокзала намечалось построить в черте города ещё два поменьше - на пересечении железной дороги и улицы Вокзальной (не путать с другой Вокзальной, ныне пр. Дзержинского) и в районе запроектированного жилого массива Варавино. Вот как об этом говорится в протоколе:

"В связи с организацией застройки Варавинского подрайона при составлении проекта железной дороги предумотреть строительство вокзала напротив центральной композиционной оси этого района согласно проекта панировки города.

Аналогичный вокзал необходимо предусмотреть на подходе к железной дороге улицы Вокзальной (если не ошибаюсь, ныне Отябрят. - М.Л.) в Первомайском районе (ныне округ Майская Горка. - М.Л.).

Все проекты железнодорных поселков (как временных, так и постоянных) в пределах городской черты Архангельска должны представляться на согласование с отделом архитектуры и горисполкомом".

А подписано было это постановление начальником отдела архитектуры облисполкома М. Кибиревым.

Как известно, вскоре после кончины И.В. Сталина строительство дороги было прекращено, а уже готовые проекты вокзала Архангельска и комплексной застройки прилегающих к железной дороге районов - привокзального и Варавино - были положены на полку (более чем на десять лет). Соответственно были обнулены и уже выделенные на всё это, огромные по тем временам денежные суммы. В противном же случае архитектурный облик как вокзала, так и упомянутых районов был бы, несомненно, другим - в стиле сталинского ампира. Если бы, конечно, их успели построить до начала борьбы Хрущёва с архитектурным "украшательством" и появления однотипных хрущёвок.
 
 
Просмотров: 2123 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: