Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:26
Летние находки: две карты

На чердаке три десятилетия пустовавшего пучужского дома нашлись две старые карты — «Административная карта Архангельской области» 1938 года и «Карта судоходных рек Европейской части СССР» 1949 года. К сожалению, первая требует реставрации, так как её нижняя часть (юго-восточные районы) частично в виде обрывков:

Отличия от современной карты области существенные, так как районов было больше: помимо ныне существующих на карте можно найти Емецкий, Карпогорский, Приозерный, Сольвычегодский и Черевковский районы. К тому же городская черта областного центра совсем иная — тогда в неё входила большая по площади территория — от Лапоминки и Ижмозера на севере до железнодорожной станции Тундра на юге. На западе граница Архангельска пролегала по правому берегу реки Лая. Таким образом, в городской черте находились Цигломень, Заостровский и Лисестровский и Ширшинский сельсоветы. А на правом берегу Северной Двины граница города проходила южнее Малых Корел. Горожанами считались и жители части островов дельты Двины. Кстати сказать, месяцами ранее площадь Архангельска была ещё больше, так как горсовету областного центра был подчинён посёлок Судострой, накануне выпуска карты преобразованный в город Молотовск (Северодвинск):

Далее на фрагментах карты некоторые районы. Емецкий:

Холмогорский:

Каргопольский:

Коношский:

Пинежский:

Карпогорский:

На ещё одном фрагменте — Онежский полуостров и Соловки. Обращаю внимание, что село Летний Наволок тогда называлось Дураково. Переименование по просьбе его жителей состоялось, если я не ошибаюсь, в 1940 году. А на месте нынешнего Пертоминска на карте — Коммуна имени Сталина, созданная на базе тамошнего монастыря:

Вторая карта очень обширна, поэтому отдельно название и фрагменты:

Часть территории Архангельской области с функционировавшим тогда Кулойским каналом:

На отдельной врезке в увеличенном масштабе — Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал):

Гидротехническая система, связывавшая бассейны Северной Двины и Волги, благодаря которой водный транспорт мог дойти через Ладожское озеро на Балтику и через канал имени Москвы до столицы (о туристических пароходах ещё до войны курсировавших из Архангельска в Москву я ранее сообщал):

Были соединены каналом и Северо-Двинский и Камско-Волжский бассейны (через Вычегду, Северную и Южную Кельтмы):

Ныне же Северо-Екатерининский канал в запущенном состоянии:

А вот между Волгой и Доном канала ещё не было (Волго-Дон был готов в 1952-ом):

Следующий фрагмент хотя к речным путям отношения не имеет, но достоен, что бы на него обратили внимание: в 30 километрах юго-западнее Хельсинки, на полуострове Порккала — одноимённая советская военно-морская база, позволявшая контролировать вход в Финский залив. К сожалению, по очередной глупости Хрущёва в 1956 году она была закрыта и её территория была возвращена «дружественной» Финляндии. Несомненно, эта база весьма бы пригодилась в нынешней обстановке...

Эта карта, напоминаю, 1949 года, поэтому Хрущёв ещё не имел полномочий распоряжаться кусками территории страны, по этой причине Крым был ещё в составе РСФСР:

P.S. Если удастся отреставрировать повреждённую часть первой карты, то позднее ознакомлю с другими её фрагментами.

______________________________________________________

Предыдущий пост - От Шпицбергена к шпицрутенам

Просмотров: 230 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: