11:58 Леонид Леонов и Обводный канал |
В недавнем посте Вновь о Поплавском. И не только... я написал, что 13 апреля 1920 года на открытии в Архангельске Первого Государственного Показательного театра присутствовали как представители большевистской власти, так и местная творческая элита, в том числе Леонид Леонов — в будущем известный советский писатель, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий: ![]() В 1920 году он выглядел, понятно, моложе: ![]() И за два месяца до открытия театра — в конце февраля — сорвал погоны прапорщика белой армии. А о том, что он их носил, свидетельствует газета «Северное утро», в номере которой за 9 ноября 1919 года было опубликовано постановление Временного правительства Северной области о присвоении очередных воинских званий: ![]() А двумя годами ранее вместе Писаховым он сочинил опубликованную в той же газете статью «Путешествие из Москвы в Архангельск», в которой не скрывал своего неприязненного отношения к красным («социал-палачам», как он писал). Как не скрывал и сама газета «Северное утро», издававшаяся его отцом — Максимом Леоновичем. Тем не менее, когда красные вернулись, Леонид Леонов был приглашён Иваном Боговым не только совместно редактировать газету РОСТА «Красная весть», но и сотрудничать в качестве корреспондента «Известий Архангельского Губревкома и Губкома РКП(б)». Понимая, что подпись «Леонов» ассоциируется у архангелогородцев с иными идеологическими воззрениями, Леонид Максимович решил пользоваться псевдонимами, например — «В. Ноелло» (переставил буквы фамилии). Именно такая подпись стоит под текстом газетной статьи «К труду!», где он, в частности, писал: Мы перетащили маятник истории из крайне правого положения в левое, и мы должны удержать его там. Ведь если не так, то снова выползут разные политические проходимцы и станут расписывать радеи о «неделимой России и учредилке», станут вашими руками душить рабоче-крестьянскую республику... А 4 мая 1920 года была опубликована ещё одна его корреспонденция Леонида Леонова — «На Мхах», речь в которой шла о первомайском субботнике. Его участники расчищали и углубляли Обводный канал, отделявший городские кварталы от Мхов: ![]() ![]()
Дружно и весело шли работать. Ни одна лопата не осталась без дела, работали не за страх, а за совесть. И все это с улыбками, с удовольствием, стройно, в полном порядке.
В. Ноелло Следует сказать, что эта заметка по языку и стилю отличается от ранее опубликованных статей и рассказов Леонида Леонова. Или она была написана впопыхах, или специально — таким, рассчитанным на невзыскательного читателя слогом. Или чтобы нельзя было догадаться, кто автор. Впрочем, как бы там ни было, главное, что заметка сохранилась, как и сохранился сделанный 1 мая 1920 года фотоснимок: А накануне — 30 апреля — та же газета следующим образом обосновывала необходимость субботника на Обводном канале, к тому времени давно превратившегося в заросшую кустарником канаву:
Считая, что работы 1-го мая должны иметь особо важное значение, быть памятником коллективного труда населения, Комиссия по проведению первомайского субботника постановила:
На призыв выйти на субботник 1 мая 1920 года — в день, ставший после периода интервенции вновь праздничным — только на расчистку и углубление Обводного канала вышло около 12 тысяч архангелогородцев, которые помимо упомянутых работ вырыли несколько десятков сточных к каналу канав, вдоль канала устроили или выравняли пешеходные бровки, на пересечении с улицами построили мосты и мостики. И на плане Архангельска 1922 года Обводный канал вновь был показан, как действующий - от Двины по Смольному Буяну и далее, огибая город, до Банной речки: К заключение не могу не могу не задаться вопросом: чтобы сказал и написал бы Леонид Максимович, если бы узнал, что и двадцатых годах двадцать первого века, то есть спустя более ста лет после того субботника, архангельский Обводный Канал ежегодно продолжают рыть и рыть?.. _____________________________________________________Предыдущий пост - Имени Н.К. Ульяновой |
|
Всего комментариев: 0 | |