Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:12
Хлеб из Германии

15 мая 1910 года к причалу Архангельского порта пришвартовался пришедший из Германии пароход «Friedrich Franz». Каково же было удивление грузчиков, когда они увидели, что в трюмах судна находится... рожь! А удивляться было чему: предыдущий 1909 год выдался для России урожайным, и через Архангельск за границу был отправлен почти миллион пудов ржаного зерна, поднятого на суда на спинах грузчиков. Теперь же им предстояло приступить к обратной операции.

Однако в отличие от грузчиков, только что вновь прибывшим в порт на сезонные работы, коренным жителям города было не до удивления: в Архангельске всё явственнее ощущалась нехватка ржаной муки. В этой связи цена на неё поднялась почти вдвое: с 80-85 копеек до 1 рубля 50 копеек за пуд. А вслед за ростом цен на ржаной хлеб начали дорожать булки, баранки и другая хлебопекарная продукция..

В чём объяснение столь парадоксальной ситуации — урожайный год и крайне высокие цены? — Оказывается, местные купцы-хлеботорговцы в 1909 году всецело увлеклись поставками зерна за рубеж, главным образом, ржи. Поступали же они так, ибо её экспорт по их подсчётам давал намного более высокий, по сравнению с внутренней реализацией, доход. Вследствие этого никто из них своевременно не позаботился о создании запасов, необходимых для обеспечения населения Архангельска и губернии.

Тем временем рост спроса на рожь вызвал увеличение цен на хлебной бирже в Рыбинске. Архангельские купцы решили подождать, надеясь, что цены постепенно снизятся. Однако этого так и не произошло.

Только лишь в середине осени они стали закупать на бирже рожь, да и то мелкими партиями, по ещё более высоким ценам. Между тем время для завоза зерна практически ушло — на Северной Двине начался ледостав, и большая часть приобретённой и доставленной по Пермь-Котласской железной дороге сибирской и волжской ржи осталась мёртвым грузом зимовать в Котласе. И расходы на хранение лишь увеличивали будущую цену её реализации. Подвоз же зерна по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге (тогда еще узкоколейной и несоединённой напрямую с Пермь-Котласской) вследствие её низкой пропускной способности был незначителен и из-за множества перевалок крайне дорог.

Таким образом, город и губерния оказались в плену хлебного дефицита. Цены на чёрный хлеб росли всю зиму, и для всё более широкого круга архангелогородцев и жителей губернии он становился практически недоступным.

Неожиданный выход из этой ситуации нашли предприимчивые купцы Беляевские — они рискнули закупить в Германии. Рассказывая об этом, одна из местных газет писала: «В торговых кругах производит сильное впечатление покупка Торговым домом Беляевских ста тысяч пудов ржи с доставкой до Архангельска по 97 копеек за пуд. Такая сделка совершилась благодаря высоким, почти голодным ценам на рожь на всём Севере, страдающем от недостатка путей сообщения».

Столь смелый и нетрадиционный шаг вызвал у конкурентов пересуды и упрёки: «Дожили! Докатились! Подумать только — Россия хлеб закупает! И где? — В Германии!..»

Дело не ограничилось подобными высказываниями, ибо местные чёрносотенцы обвинили Беляевских в непатриотичности и ещё более страшных грехах. Причём, не остановившись на устных и газетных обвинениях, принялись строчить доносы в столицу.

Однако тем временем первая партия немецкой ржи уже прибыла в Архангельск. Причём купцы Беляевские позаботились не только об её срочной разгрузке, но и незамедлительной переработке. И опять же - нестандартным способом: вслед за ледоходом пригнали из Котласа плавучую паровую мельницу.

«Мука получается очень хорошего качества — ровная и белая, не уступающая по своему достоинству волжской муке, — сообщала 25 мая та же газета. — Хлеб из немецкой муки выпекается хороший, белый и продаётся дешевле волжских сортов. Уже многие архангельские обыватели попробовали немецкого хлеба».

Не прошло и двух месяцев, как вся рожь была реализована. Расчёт предприимчивых купцов, положивших начало крупным закупкам зерна за границей, оказался верным — они не только не прогадали, но и получили немалую прибыль. И при этом, что очень важно, резко сбили, казалось бы, способные лишь расти цены.

О дешевизне и хорошем качестве немецкой ржи вскоре прознали купцы-хлеботорговцы и других российских городов — в основном портовых. И, конечно же, стали её закупать. И не в малых количествах. Что было вызвано парадоксами предреволюционных российских экономики и ценообразования, когда заморское зерно с учётом расходов на доставку и загрузку-разгрузку оказывалось дешевле отечественного.

Естественно, правительство отреагировало на тот факт, что империя из экспортирующей хлебные товары страны начала превращаться в частично импортирующую. И отреагировала так, как поступают в таких случаях и в наши дни — ввела ввозные заградительные пошлины. Вот как об этом говорилось в одном из апрельских номеров петербургской газеты «День» за 1914 год, точнее, в статье под названием «Накануне возобновления русско-германского торгового договора»:

Законопроект о ввозных пошлинах на германские хлебные продукты, принятый Государственной Думой, поставил в германской печати в очень конкретной форме вопрос о русско-германской торговой политике в связи с предстоящим возобновлением торгового договора...

А далее выражалась надежда, что «шаг России, выразившийся в установлении ввозных пошлин для германской ржи, не повлечет за собой никакого изменения в тактике германского правительства по отношении к России».

Увы, как известно, отношение к России вскоре изменилось самым кардинальным образом, и, вполне возможно, что начавшаяся с введения пошлин торговая война по-своему способствовала приближению войны кровавой — Первой мировой, до первого дня которой оставалось менее полугода...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Участники последней дуэли

Просмотров: 104 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: