Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:40
Как и столетие назад

Более пяти лет тому назад — 22 ноября 2012 года — я знакомил с архангельскими фотографиями Томаса Паркера, сделанными осенью 1917 года. Повод вспомнить о некоторых из их них появился после того, как на днях в одном из номеров газеты «Северное утро» за 1915 год прочитал следующую заметку о зимней переправе на Кегостров:

Кегостровские предприимчивые мужички сумели учесть положение и ловят момент, устроив на скорую руку переправу на Кегостров против окружного суда. И уж именно «дерут»: с пешеходов — по 10 копеек в один конец, с лошади без груза — 50 копеек, с грузом — 1 рубль.

В этом месте переправы проходит много пароходов в ту и другую сторону, и имеющим надобность в переправе приходится часто подолгу ждать, пока не пройдут пароходы и переправа опять не наладится.

Для иллюстрации этой заметки как раз и пригодились упомянутые фотоснимки. На первом из них - кегостровцы, собравшиеся со своими товарами в город на рынок, но остановившиеся по просьбе фотографа. Вдали заметно здание окружного суда (Гостиный двор).

На втором, сделанном с городского берега, — лошади и повозки по обе стороны судоходного фарватера Северной Двины:

При съёмке третьей фотографии её автор, видимо, находился на корме только что прошедшего судна.

Через пару минут дощатый настил вновь ляжет на льдины и переправа будет выглядеть примерно также, как спустя столетие — на ещё одном мной заимствованном, но уже прошлогоднем снимке:

Рассказ об архангельских переправах был бы неполным, если бы я не процитировал ещё одну газетную заметку 1915 года. В ней, в частности, говорилось:

Вот уже несколько дней, как прекратились рейсы железнодорожного парохода «Москва», и переправа со станции железной дороги в город и из города на станцию существует пешеходная - по льду. И странная вещь: и здесь наблюдается мародерство любителей нажить деньгу, пользуясь случаем.

Дело в том, что предпринимателями пешеходного сообщения с вокзалом и Бакарицей являются частные лица, которые перебросили наскоро сколоченные мостки через русло, прорезанное ледоколами, и за удовольствие пройти по этим мосткам взимают по 10 копеек с человека, и за проезд по 1 рублю с лошади в один конец.

Денная выручка этих предпринимателей весьма солидная, если принять во внимание, что одних подвод пропускают они более 300 в день и пешеходов более 500 человек. Это уже целое коммерческое предприятие. Предприниматели, словно птицы небесные, не сеют и не жнут, а весьма сытно живут.

Казалось бы, с первого же дня прекращения рейсов парохода «Москва», о переправах через Двину должно было позаботиться портовое управление или, наконец, наше городское самоуправление. Без сомнения, с существованием городской переправы были бы и более низкие цены. Не была бы в накладе и городская управа и обывателям не пришлось бы переплачивать. Городской управе следовало бы обратить внимание на эту доходную статью и взять дело переправы в свои руки.

Что ж, нынешним городским властям по поводу переправы в этом месте Северной Двины беспокоится не приходится — построенный в 1964 году мост решил все проблемы. А вот мост на Кегостров, видимо, никогда не будет построен, а значит, переправа на него и через несколько десятилетий будет выглядеть примерно также, как и на фотоснимках Томаса Паркера...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Вспоминая «три секунды»...

Следующий пост - Бульвар Сурковой

Просмотров: 959 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: