Воскресенье, 07.03.2021, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений
Яндекс.Метрика Free counters!

Статистика с 4.06.2014

Сайт Михаила Лощилова:

Архангельский Север — люди и годы

Блог

Главная » 2021 » Январь » 27 » Дороги Соломбалы
12:54
Дороги Соломбалы

Когда я учился в АЛТИ, один из преподавателей рассказал, что приезжавший из Москвы его знакомый так поделился своими впечатлениями об архангельских улицах: Ездишь, как по комнате... Конечно, он говорил об улицах, имевших деревянное покрытие проезжей части — настил из толстых и широких досок в несколько рядов. Официально в документах и публикациях того времени оно называлось пластиновым и им были покрыты все улицы заводских посёлков — например, практически вся Маймакса.

А в центральной части города почти на всём протяжении деревянным был Новгородский проспект. Что же касается моей Соломбалы, то в 1960-х годах основные её улицы имели или асфальтовое покрытие, или мощёное булыжником. Например, улица Валявкина от Левачёва до Таймырской была асфальтированной, а дальше — булыжник.

А вот улицы на Бирже были все с деревянным настилом - начиная с центральной биржевской — Кедрова (бывшей Молотова). И в дни наводнений участки настила на ней (как и на других улицах) всплывали — так и случилось в мае 1966 года:

Причём в самом конце этой улицы начиналась дорога в Маймаксу и на Сульфат — такая же деревянная. И я в 1960-х успел по ней поездить на автобусе 10-го маршрута на Сульфат. Впечатления и ощущения от езды на самом деле иные, чем по асфальту: автобус идёт мягко, правда, под ним изредка похлопывают «разболтавшиеся» доски...

Эту дорогу можно разглядеть на немецком аэрофотоснимке Архангельска 1942 года. А в верхнем краю снимка частично видна пожарная часть, от которая шла такая же, деревянная дорога на Сульфат:

Эту дорогу и пожарную часть запечатлел и Семён Фридлянд в 1958 году:

Возвращаясь к аэрофотоснимку 1942 года замечу, что в годы войны из Соломбалы в сторону Сульфата была и другая автомобильная, но опять же в деревянном исполнении дорога — по улице Красных Партизан и далее по мосту через Соломбалку — то есть рядом с трамвайной линией. Эта дорога хорошо заметна на снимке, но «в живых» я её застать не успел. Всё, что от неё оставалось — лишь насыпи к мосту, а от него — торчащие из воды обрубки свай...

Кстати сказать, на аэрофотоснимке нельзя не заметить напоминание ещё об одной дороге — железной, точнее, след от неё, проложенной по Соломбале в годы Первой мировой войны в Маймаксу от моста через Кузнечиху, о котором я ранее сообщал.

В 1960-х годах об этой дороге уже ничто не напоминало, а от моста — лишь вал на острове Шилов...

Таким были мост через Кузнечиху в годы войны:

И вот что от него осталось:

______________________________________________________

Предыдущий пост - Лодка с Мосеевки

Следующий пост - Причал ЭПРОНа

Просмотров: 29 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: