Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

15:31
В завершение печальной темы

Завершая сегодня кладбищенскую тему, сначала сообщу следующее:

Точно не помню, в какой из архангельских газет за 1918-1919 годы я лет 20 тому назад прочитал статью о кладбище в Вознесенской волости (ныне с. Вознесенье Приморского района). Рассказывая о захоронениях, её автор с удивлением сообщил читателям, что, несмотря на века христианства, многие из них имели языческий облик. К такому выводу он пришёл, когда обнаружил на немалом числе могил вместо привычных крестов «обтёсанные столбы».

К сожалению, статья не была сопровождена фотоснимком или рисунком, поэтому оставалось только гадать (или примерно мысленно представить), как выглядели подобные захоронения и были ли они в действительности похожими на языческие.

Ответ на это вопрос я, надо полагать, нашёл на одном из трёх кладбищ Пучуги. Кладбище не старом — первые захоронения начала 1940-х годов. И на нём нашёл те надгробные сооружения, подобные которым автором упомянутой статьи сто лет назад были названы языческими столбами, но которые, видимо, в действительности являются вариантом старообрядческих:

Впрочем, не являясь специалистом по такого рода сооружениям, утверждать не буду. Скажу только, что, посещая Пучугу в детстве в 1960-е годы, я успел застать в живых тамошних старообрядцев. Поэтому на этом пучужском кладбище (как и на других) привычные для советского времени красные звёзды на памятниках и православные кресты соседствуют со старообрядческими, но уже весьма ветхими:

Возвращаясь к теме последних дней — соломбальской, скажу, что, просматривая книгу С. Огородникова «История Архангельского порта», я в одной из ее глав, посвященной застройке Соломбалы, нашел заинтересовавшие меня сведения — говоря, что к середине XVIII века численность населения Соломбалы достигла 3 тысяч человек, Степан Федорович далее писал:

И при такой населенности, как видно из дел архива, до 1749 г. Соломбала не имела своего кладбища, а умерших погребали тут же, подле своих домов. И это было в такой местности, которая ежегодно подвергалась весенним наводнениям, вследствие чего, через разрыхление болотистого и песчаного грунта земли, жителям причинялись не малая опасность в гигиеническом отношении... Только в 1749 г. контора над портом обратила наконец свое внимание на эту опасность, и отвела для кладбища место на крайнем Соломбальском острове, за канатным заводом, оградив новое кладбище забором и канавою, а места, где прежде погребались умершие, тщательно засыпаны были щепою и песком...

В 1756 году начата была постройкой на среднем Соломбальском острове и другой церкви, во имя Св. Апостола Иакова, Брата Господня, по близости нового кладбища, для отпевания в ней умерших, но еще до освящения она сгорела в 1758 г. от неизвестной причины...

Поясняя процитированное, замечу, что остров, названный автором книги «крайним», — это Прядильный или Банный, первый от города. А средний - это второй, Никольский. Их ранее разделяла текшая параллельно Кузнечихе Соломбалка (настоящая, давно засыпанная).

А заинтересовали меня эти сведения вот почему. На улице Таймырской, в одноэтажном доме (втором от перекрёстка с ул. Валявкина) раньше жили наши хорошие знакомые — Валентина и Георг Шютцы. Отчеств я не помню, так как звал их по-простому: дядя Жора и тетя Валя. Помню как-то раз дядя Жора Шютц рассказывал, что пытался вырыть возле дома колодец. Но совсем неглубоко наткнулся на человеческие кости, причем принадлежавшие не одному человеку. И бросил это занятие.

Что примечательно, их дом (на вышеприведенном снимке крайний справа) стоял как раз примерно на том месте, на которое указывал С. Огородников. Так как вытянутый по длине прядильный завод (обозначенный цифрой 1 на плане Соломбалы 1831 года) располагался вдоль нынешней улицы Валявкина. В конце же ее уже стояли дома соломбальцев (цифра 2). А между ними и заводом - примерно между нынешней Таймырской улицей и Вторым Банным переулком — был незастроенный пустырь (заштрихованный овал), видимо, в 1749 году отведенный под кладбище.

Интересно, что начала XX столетия на этом месте на строились, так как соломбальцы наверняка еще помнили, что там проводились захоронения. А карта 1922 года свидетельствует, что его застройка уж началась. Ибо к тому времени про кладбище, наверное, уже забыли. Как, впрочем, и не знают сейчас...

Дополнить сказанное могу еще одними личными воспоминаниями. В 1969 или 1970 году наш класс во время каникул выполнял (как и все тогда школьники) двухнедельную отработку, а именно, занимался благоустройством на территории завода «Красная Кузница» (шефа нашей школы). Несколько человек, в том числе и я, были посланы на засыпку только что построенного бомбоубежища (заштрихованный прямоугольник), находившегося недалеко от берега нынешней Соломбалки напротив 176-го завода. Причем засыпали землей, в основном там же при начале строительства вырытой. А в ней было множество в разной степени истлевших костей. Как они там оказались и кому когда-то принадлежали, мы тогда не задумывались - просто выполняли свою четырехчасовую ежедневную отработку. И только сейчас прихожу к выводу, что, видимо, и в том месте были захоронения тех, кто в XVIII веке (или ранее) работал или служил в Архангельском адмиралтействе, или просто жил в Соломбале. То есть там было кладбище, о котором Степан Федорович Огородников писал как о находившемся вблизи церкви во имя Св. Апостола Иакова на Среднем (Никольском) острове. Это объяснение самое правомерное.

Чтобы окончательно завершить печальную тему — ещё две ссылки. Зайдя по ним, можно узнать информацию о предпринимателях и артелях, занимавшихся похоронным делом как до революции, так и в 1920-1930-х годах: Архангельские безенчуки, Неизвестная «Неизбежность» и неизбежная «Неизвестность»

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Соломбальское старообрядческое

Просмотров: 123 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: