Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:24
О проектах и прожектах

На днях как в телеэфире, так и на местных сайтах вновь начались инициированные областным руководством разговоры о «создании новой судостроительной верфи в Поморье». Причём эта тема в качестве предложения позавчера поднималась на самом высоком — кремлёвском — уровне. В этой связи замечу, что именно там — в Кремле — более 70 лет назад было принято правительственное решение о строительстве в Архангельской области вблизи Молотовска (Северодвинска) двух заводов — судостроительного (СМП-3) и судоремонтного (СМП-4), на которых намечалось строить и ремонтировать суда ледового класса (в том числе в ближайшей перспективе — атомные ледоколы) для управления Главсевморпути. Первые сведения об этом факте я случайно нашёл в Государственном архиве Архангельской области, где хранится письмо начальника управления стройтреста № 203 В. Гущина председателю облисполкома С. Моликову, отправленное 30 октября 1952 года и имевшее гриф «секретно». В нём, в частности, говорится:

В посёлке Нёнокса Беломорского района стройтрестом № 203 Минмашстроя организовано во втором квартале текущего года управление начальника работ № 26 по строительству Северо-Двинских судостроительного и судоремонтного заводов Главсевморпути. За истёкшее время введены в эксплуатацию 1592 кв. метра жилья, построен клуб на 500 мест, баня-прачечная, гараж на 20 автомашин, организован детский сад на 50 детей, начато строительство постоянного жилья и других объектов. На строительство указанных заводов по вербовке из Белоруссии и центральных областей Союза завербовано 600 рабочих. Увеличение населения посёлка Нёнокса в два раза требует организации поселкового совета, о чём просим поставить вопрос перед Правительством РСФСР. Считаем необходимым просить вас также поставить перед руководством Главсевморпути вопрос о строительстве постоянного жилья, детского сада, детских яслей, школы и т.д., которые в первое время будут обслуживать в основном строителей. О принятых вами мерах прошу поставить меня в известность.

Следующим найденным и опять же засекреченным документом была копия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 октября 1947 года, распространившего льготы Крайнего Севера на рабочих, служащих и инженерно-технических работников, занятых на строительстве заводов Главсевморпути в районе Двинского залива. Здесь следует пояснить, что хотя заводы и предназначались для строительства и ремонта невоенных судов, но их значение и производственные мощности (как задумывалось, крупнейшие в стране) обуславливали строгую секретность касающейся их информации. Поэтому даже в секретных документах место их строительства, как правило, не упоминали, а названия меняли: сначала их именовали «заводами в районе Двинского залива», затем — «Северо-Двинскими» и наконец — СМП-3 и СМП-4.

Ещё одним обнаруженным в архиве документом оказалось подписанное 15 августа 1948 года И.В. Сталиным постановление Совета Министров СССР за № 3090-1247с, которым конкретизировались положения Указа, учреждалась дирекция строящегося завода СМП-3, а его возведение поручалось молотовскому стройтресту № 203.

Во исполнение постановления в декабре того же года было утверждено штатное расписание дирекции, которую возглавил Павел Петрович Ковган. Главным инженером был назначен В.П. Киселев, старшими инженерами Е.И. Лебедев и И.Г. Левин, старшим бухгалтером П.А. Шестихин, секретарем-машинисткой А.П. Важинская, инспектором по спецработе А.А. Хлопина. Дирекция располагалась в здании управления стройтреста № 203, а её телеграфный адрес был таким: Молотовск Архангельской Заря.

Почти одновременно с образованием дирекции — 14 декабря — Главное управление Севморпути при Совмине СССР (Главсевморпуть) приняло решение о строительстве железной дороги Молотовск-Нёнокса, в связи с чем 19 сентября 1950 года Совет Министров СССР своим распоряжением разрешил отвести подлежащие отчуждению земли от колхозов «Путь к социализму» Приморского района, «Прибой» и им. Ермолова Беломорского района и из гослесфонда Молотовского лесничества.

А годом ранее — 28 апреля 1949 года — состоялось совещание руководства энергоуправления Молотовска и дирекции СМП-3 по вопросу обеспечения электроэнергией завода на период его строительства. На нем кроме директора и главного инженера энергоуправления А.Г. Гудкова и А.С. Дунаева, главного инженера СМП-3 В.П. Киселева, начальника ТЭЦ завода № 402 В.И. Баскова участвовали и представители ленинградского института «Гипроарктикпроект» Г.И. Ломакин и В.Д. Изюмов. Дело в том, что этому институту помимо разработки проекта железной дороги была поручена разработка документации по строительству линии электропередач от Молотовска до будущих заводов СМП-3 и СМП-4.

26 апреля 1950 года Молотовский горисполком рассмотрел вопрос о строительстве первого участка автодороги до завода СМП-3. В принятом решении, в частности, говорилось:

Утвердить следующую трассу дороги к строящемуся заводу СМП-3 — от начального пункта до пересечения Арктической и Советской улиц, по Кудемской сланевой дороге до перехода через р.Кудьму и далее вдоль солзенского водовода с использованием строящейся дороги, обслуживающей водовод, с выходом на Онежский тракт. Обязать дирекцию завода № 402 и руководство завода СМП-3 согласовать условия совместного строительства и использования дороги. Просить облисполком дать указание Облдортресту о согласовании работ по реконструкции силами СМП-3 участка Онежского тракта и проведении ремонтных работ на участке до деревни Рикасиха (в сторону Архангельска), поскольку этот участок до постройки административного шоссе Молотовск-Архангельск является единственным выходом из города.

В апреле 1952 года, когда строительство линии электропередач (ЛЭП) уже велось, председатель горисполкома Попов информировал облисполком:

В Молотовске развитие новых предприятий промышленности осуществляется в двух районах — на о.Ягры и около села Нёнокса. Этим районам по проекту предполагается подавать электроэнергию с ТЭЦ завода № 402. В целях расширения предприятий энергоуправления и их рентабельной работы на будущее исполком горсовета считает возможным принять на баланс энергоуправления строящиеся линии Молотовск-Нёнокса и Молотовск-Ягры вместе с повысительными и понизительными подстанциями.

Из других обнаруженных в областном архиве документов удалось узнать, что в 1952 году дирекцию СМП-3 возглавил В.К. Ковалёв, что к началу 1953 года силами УНР-26 стройтреста № 203 вблизи Нёноксы был возведен поселок строителей, что в нём были построены водопровод и насосная станция, что велось строительство ЛЭП, железной и автомобильной дорог. Удалось установить и то, что внезапно для дирекции завода и строителей все работы были свёрнуты. Случилось это вскоре после смерти И.В. Сталина, считавшего освоение Арктики одной из приоритетных задач. Однако его преемники так не думали, в связи с чем практически все северные стройки были остановлены, а Главсевморпуть упразднён.

К сожалению, мне пока не удалось найти правительственный документ, узаконивший свёртывание работ по строительству нёнокских заводов. Но время, когда это произошло, установить всё же смог. Причём нашёл эту информацию в совершенно неожиданном источнике — в документе архивного фонда уполномоченного по делам Русской православной церкви по Архангельской области. Занимавший эту должность А. Окольничников, составляя отчёт за 1-ю половину 1953 года, писал:

Никольская церковь в с. Нёнокса Беломорского района открыта 27 июня 1945 года. Ходят в церковь преимущественно старики и старушки. До конца мая 1953 года в 3 километрах от Нёноксы был построён рабочий посёлок крупного судостроительного завода бывшего Главсевморпути. Временно строительство законсервировано, рабочие с семьями уехали в г. Молотовск. С выстроенного посёлка верующие ходили в церковь, из числа местного населения посещает церковь небольшое количество. Это подтверждается тем, что в Троицын день, 24 мая, в церкви было верующих более 300 человек, валовой сбор составил 550 рублей. После отъезда верующих с построенного посёлка посещаемость церкви резко упала. Так, 14 июня в церкви были 3 старика, 4 старушки, доход церкви составил всего 40 рублей...

Процитированный документ позволяет заключить, что прекращение работ по строительству завода СМП-3 произошло в конце мая - начале июня 1953 года и что численность населения посёлка была значительной.

Конечно, интересно было бы и узнать, как могли выглядеть заводы СМП-3 и СМП-4. Но задача выяснить это крайне трудна, так как соответствующая проектная документация хранится в столичных архивах. И, возможно, недоступна, потому что разрабатывалась в режимном предприятии — Почтовом ящике № 747 (Проектном институте Минстроймаша).

Однако документация другого причастного к строительству заводов института — «Гипроарктикпроекта» — в областном архиве имеется. И она, точнее, разработанный в 1949 году по итогам изысканий чертеж трасс ЛЭП и железной дороги даёт представление, где примерно должны были располагаться заводы:

На воспроизведённом фрагменте чертежа видно, где заканчиваются трассы ЛЭП (сплошная линия) и железной дороги (пунктирная линия). Следовательно, именно там (между озером Нижним и рекой Нёноксой — с одной стороны — и берегом моря — с другой) и должны были стоять цеха СМП-3. А корпуса завода СМП-4, видимо, могли располагаться несколько дальше по побережью.

Возвращаясь в наши дни, замечу, что найти рабочую силу для строительства «новой судостроительной верфи в Поморье», конечно, можно — как теперь принято, просто-напросто привезти побольше гастарбайтеров. Но кто будет на этой верфи работать? Любой, представляющий, что такое завод, тем более судостроительный или судоремонтный, понимает, что вакансии на нём гастарбайтерами не заполнишь. Значит, надо готовить всю номенклатуру специалистов рабочих профессий из местных кадров. Но где их взять? — Практически негде. Говорю так, потому что каждое лето провожу в Верхнетоемском районе и поэтому знаю, что почти вся его молодежь в последние десятилетия методично «высасывалась» городскими предприятиями, в основном северодвинскими заводами. И была «высосана» до дна — за исключением райцентра и посёлка Двинской 80-90 процентов населения (фактически проживающего в бывших сельсоветах, а не прописанного) составляют пенсионеры. И перспективы печальные — так, в Пучужской школе лишь 16 учеников, в первом классе — две ученицы, а в следующем году в школу пойдёт, видимо, один первоклассник. Примерно такая же картина в других районах, переименованных областными властями в округа, — как будто от переименования проблемы, в том числе демографическая, сами собой разрешатся.

Что же касается городской молодёжи, то судя по настроениям, немалая часть её готова, взяв пример с великого земляка, при первой же возможности покинуть «дорогой Ломоносова» область навсегда. А для остающихся молодых людей — дилемма: с одной стороны — либо работать в магазинах (куда их берут охотно) или за хорошие деньги и при свободном графике колесить в качестве курьера по городу, а с другой — от звонка до звонка стоять за токарным станком или, изогнувшись в три погибели между переборок корпуса судна, варить потолочный шов и вдыхать при этом далеко не безвредные сварочные газы. Какой выбор сделает большинство из них, думаю, понятно. Понятно для молодёжи, по должно быть понятно и для сочиняющих прожекты. Так как за последние десятилетия уж слишком много о них было сказано — и о глубоководном порте, и о Белкомуре... Но разговорами всё и кончилось...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - АЛТИ: сравнивая фотоснимки

Просмотров: 125 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Северодвинска, История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0