15:38 О пастухе, ведмедях и отпуске |
Летом 1925 года корреспондент архангельской губернской газеты «Волна», подписывавшийся инициалами - В.Б., путешествовал по деревням Летнего и Онежского берегов Белого моря. Поэтому на страницах этого издания периодически появлялись присылаемые им путевые заметки. В одной из них, отправленной из Летне-Золотицкой волости, рассказывалось о тамошних суевериях:
Утро. Коров выгнали на пастбище. Пастух с медным рожком ходит кругом и громко покрикивает на животных. Подпасок подгоняет отстающих коров.
— А што, товарищ, не здешной што ли? Куда зашел? Разве не знаешь, што скот в отпуску?
Останавливаюсь. Гляжу на мимо проходящую красулю и намереваюсь погладить, как пастух быстро подходит ко мне:
— Нарушил мой отпуск, теперь ведмедь и всякий лесной зверь пожрет весь скот. Отвечать все равно не буду: не я виноват, а ты.
Расспрашиваю в чем дело, но никак не могу добиться до секрета. Об этом «отпуске» мне объяснил один человек. Когда пастух нанимается пасти стадо, он уговаривается с обществом о заклинаниях от хищного зверя. Он уверяет, что ни одна голова не будет зарвана зверем, если хозяева ни гладить, ни продавать скотину не будут. За это он берет хорошую плату. Спрашиваю:
— Есть ли договор между пастухом и нанимателями?
Вечером кучка женок, собравшихся около завалинки, громко разговаривала о том, что я погладил корову да ребенок рожок потрогал. На следующий день с плачем входит в комнату та самая женщина, у которой ребенок трогал ручонкой дудку. Спрашиваю, в чем дело.
— Как же, родимой, у меня, говорят, корову уведут со двора, если ведмедь коров поест.
Успокоил. Села на стул. Я сказал, что тоже сорвал отпуск — гладил коров. Она просияла и усмехнулась:
— Значит, и ты виноват?
Долго ей объяснял, что твою корову никто не имеет права отобрать.
— И сельсовет?
Она обрадовалась и ушла.
В том, что корреспонденту газеты было действительно трудно дискутировать по поводу суеверий, лично мне сомневаться не приходится. Так и сейчас — по прошествии столетия — в северных деревнях суеверия живы, особенно вера в сглаз. Верят, что можно сглазить и детей, и скот. А спорить бесполезно — в ответ старообрядческая упёртость. Понятно, что верят далеко не все. Но что удивительно, верят мои ровесники, учившиеся, как и я, в 1960-1970-х годах. И даже младше возрастом. Причём языческие суеверия удивительным образом переплетаются со старообрядческими верованиями, православием и представлениями советского времени. То есть, образно говоря, в одном ряду и в одной ценностной связке и языческие божества, и Аввакум, и Христос, и Ленин-Сталин. Что, конечно, иностранцу не понять. Говоря так, я невольно повторил уже сказанное поэтом Тютчевым: «Умом Россию не понять...»
Предыдущий пост -
О кладке почина и посиделках
|
|
Всего комментариев: 0 | |