Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

07:55
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

В опубликованной в «Правде Севера» 29 января 2009 года статье Хозяйство Касперовича я сообщал о начинавшемся в 1951-1953 годах Строительством № 510 возведении железной дороги Архангельск-Мезень (и далее) и о причинах, по которым оно сначала было заморожено, а затем и вовсе прекращено.

За прошедшее время мне удалось найти ещё ряд документов по этой теме, например, протокол заседания отдела архитектуры и градостроительства Архангельского облисполкома, который 29 октября 1952 года рассмотрел вопрос «Проект полосы отвода железнодорожной линии Архангельск-Мезень на участке станция Исакогорка-река Лодьма».

В постановлении заседания, в частности, говорится:

Считать возможным рекомендовать Архангельскому горисполкому отвести в пределах городской территории полосу под железную дорогу при обязательном выполнении Строительством следующих условий:

1. Местоположение здания центрального городского вокзала Архангельска, установленное основными положениями проекта планировки города, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 1023-71с 17 августа 1950 года на пересечении железнодорожной магистрали с тремя основными композиционными магистралями планировки города:

а. улицы Энгельса (главной подводящей к привокзальной площади магистрали),
б. улицы Урицкого,
в. улицы Госпитальной.

2. При строительстве центрального железнодорожного узла станции Архангельск это положение в обязательном порядке должно быть учтено и здание пассажирского вокзала должно хорошо просматриваться со всех трех вышеперечисленных магистралей. Соответствующим образом должны быть увязаны отметки центральной привокзальной площади с отметками улиц Энгельса, Урицкого и Госпитальной (ныне Гагарина. — М.Л.).

3. Всякое изменение местоположения центрального городского вокзала исключается, как нарушающее идею планировки и застройки города...

Далее из текста постановления следует, что кроме центрального вокзала намечалось построить в черте города еще два здания того же предназначения — в конце улицы Вокзальной (если не ошибаюсь, ныне Октябрят, не путать с другой бывшей Вокзальной — теперь пр. Дзержинского) и в районе уже запроектированного жилого массива Варавино. Вот как об этом говорится в протоколе:

В связи с организацией застройки Варавинского подрайона при составлении проекта железной дороги предусмотреть строительство вокзала напротив центральной композиционной оси этого района согласно проекта планировки города.

Аналогичный вокзал необходимо предусмотреть на подходе к железной дороге улицы Вокзальной в Первомайском районе
(ныне округ Майская Горка. — М.Л.)...

Участок железной дороги, построенный на участке Исакогорка-Жаровиха-Лодьма,
на фрагменте американской карты 1954 года

Это постановление было подписано начальником упомянутого отдела главным архитектором области Михаилом Кибиревым. Спустя же полтора года — 10 марта 1954 года — подпись Михаила Фёдоровича появилась еще под одним документом, а именно под письмом секретарю Архангельского обкома КПСС Савелию Прохоровичу Логинову. В нем, в частности, говорилось:

Реальным становится строительство в ближайшие два года одного из крупнейших объектов в г. Молотовске — здания заводоуправления, фундамент для которого заложен был ранее.

Здание заводоуправления будет располагаться на промплощадке главным своим фасадом к улице Арктической, по ее оси. Благодаря высотной композиции с золоченым шпилем (типа ленинградского адмиралтейства) это здание будет просматриваться с Арктической улицы и должно обогатить ее архитектурно-пространственное решение...

К сожалению, практически все запланированное в вышепроцитированных документах не было реализовано. Причина тому общеизвестна — кончина И.В. Сталина. Поэтому уже весной 1953-го было прекращено строительство железной дороги на Мезень, обнулены огромные по тем временам суммы, выделенные на проектирование и строительство железнодорожного моста через Двину в районе Жаровихи и возведение привокзального и варавинского жилых массивов. И, конечно, на строительство центрального вокзала Архангельска. Если бы этого не случилось, то и вокзал, и жилые здания указанных микрорайонов (Привокзального, Варавино и Первомайского), несомненно, были бы возведены в 1950-х годах в стиле сталинского ампира. И выглядели примерно также, как застроенный «сталинками» центр соседнего Молотовска (Северодвинска).

Видимо, так — подобно построенному вскоре после войны краснодарскому —
мог выглядеть центральный вокзал Архангельска

Что же касается города корабелов, то, хотя здание управления завода № 402 (ныне Севмашпредприятия) и было построено в срок, но золочёный шпиль над ним так и не появился. Потому что его не успели возвести до выхода в 1955 году хрущёвского постановления о борьбе «с излишествами и украшательством в архитектуре». Возможность же узнать, каким это здание задумывалось, конечно, есть — проектные чертежи наверняка хранятся в архивном фонде Севмаша. Но этот фонд в силу известной специфики предприятия недоступен. Поэтому, пользуясь современными технологиями, я сделал фотомонтаж, дающий представление, как примерно могло выглядеть это здание с «адмиралтейской иглой».

Возвращаясь к вопросу о проектировавшемся в районе Жаравихи железнодорожно-автомобильном мосте, то скажу, что его намечалось построить через остров Турдеев (Рынинскую кошку) и выглядел бы он, если смотреть с правого берега, примерно так:

В заключение следует сказать, что большинство как частично осуществленных в Молотовске, так и нереализованных в Архангельске проектов того времени было разработано находившимися в северной столице институтами «Ленгипрогор» и ГСПИ-2. Поэтому ленинградские проектировщики вольно или невольно привносили в свои разработки черты родного города. И даже символы, одним из которых является золочёный шпиль на здании Адмиралтейства.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - ХРУЩОВ, КИЗЕВЕТТЕР И НЕПРАВИЛЬНАЯ УЛИЦА

Просмотров: 165 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, История Северодвинска, История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: