Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:12
Минусы и плюсы переезда

В феврале 1969 года мы переехали с улицы Валявкина на Биржу, точнее, в только возведённый стройцехом Соломбальского машиностроительного завода стандартный двухэтажный дом — недалеко от перекрёстка улиц Кедрова и Полярной (ныне Адмирала Кузнецова). Покидать улицу детства, конечно, было очень жаль, но оставаться дальше не представлялось возможным. Несмотря на проведённый домоуправлением ремонт с переборкой полов, обивку стен толстой ДВП (чем я лично занимался), зимой в квартире на первом этаже 39-го дома было очень холодно — при 15 градусах в вёдрах уже замерзала вода, а при 30-35-градусных, стоявших тогда по две-три недели морозах — лучше не вспоминать... Да, летом на Валявкина было хорошо, но только летом...

А на Полярной я зимой впервые смог спать, как раньше летом — раздевшись до трусов и майки. К плюсам от переезда, конечно, добавились и минусы: в школу — 50-ю — добираться стало очень далеко. Но переходить в ближайшую школу — 62-ю — я не надумал. Как и мой сосед — Слава Чупаков, также переехавший с Валявкина. И мы два раза в день пешком пересекали Соломбалу по диагонали.

Поначалу кажущимся минусом было то обстоятельство, что в соседнем, через улицу, доме жили «химики», то есть осуждённые за незначительные преступления и отправленные на так называвшуюся «химию». То есть установленный приговором срок отрабатывали на бирже пиломатериалов Соломбальского ЛДК. Но опасения по поводу подобного соседства оказались напрасными, так как тогда и эта категория людей, видимо, была сделана из другого теста. Да, порой в их доме было шумно, но никаких эксцессов и краж не случалось. Поэтому жильцы нашего дома безбоязненно ключи от входных дверей оставляли либо на гвоздях за их наличниками, либо под ковриком, либо в незакрывающемся почтовом ящике. И если, уезжая в отпуск, чего и боялись, то это пожара, так как вокруг всё было деревянным — и стены дома, и тротуары, и мостовые. Не говоря уж про полные дров сараи...

А к числу плюсов от переезда, возможно, лишь для меня, стало другое соседство — через два дома находился клуб биржи СЛДК, почти весь второй этаж которого занимала библиотека с читальным залом. На удивление, богатая — например, в ней кроме обычного для профсоюзной библиотеки набора книг имелись шикарные альбомы с репродукциями картин художников — например, Васнецова, Иванова и других.

Клуб биржи СЛДК (фото сайта Старый Архангельск)

Хотя я по возрасту (в 1969-ом — шестиклассник) этой библиотекой ещё не должен был обслуживаться, библиотекарь к моему появлению отнеслась приветливо и разрешала мне рыться в книгах часа по два. А потеряв меня из виду, спрашивала: «Ты ещё тут? Выбрал?» И слышала из-за стеллажей: «Тут, ещё нет».

А затем в нарушение тогдашних правил выдавала мне дом тома Большой Советской энциклопедии — по очереди все — от А до Я. Это были толстые фолианты в синих обложках, изданные в 1950-1957-х годах. И в пятом томе я не только впервые прочитал статью о Лаврентии Берии, но и увидел его портрет в маршальском мундире. Ибо в те годы — в конце 1960-х — его имя практически нигде не упоминалась. И что интересно — ещё в 1953 году, сразу после его ареста, по всем библиотекам было разослано строжайшее указание изъять из тома статью о нём. Но в данной библиотеке это указание (опять же в нарушение правил) почему-то не исполнили. Впоследствии просматривая в других библиотеках (например, в Добролюбовке) данный том, ту статью о Берии я нигде не нашёл.

Читал же я тогда все тома энциклопедии подряд и, как говорится, запоем. И, конечно же, в ущерб учёбе. Впрочем, я и так был середнячком и на статус отличника не претендовал. Важнее казались знания действительные, реальные, а не кем-то оценённые. И именно эти знания давала энциклопедия. Особенно историко-политические статьи, содержание которых и оценки событиям и личностям в которых от тома к тому менялись. Так, если в первых томах о соратниках Сталина — Молотове, Маленкове и Кагановиче — говорилось как о выдающихся политических деятелях, то в последних — как об «участниках антипартийной группы». А почему, так произошло - ни учебники, ни учителя аргументированно объяснить не могли. Это сейчас в интернете можно найти весь спектр мнений и на их основе выработать собственное. А тогда его, собственное мнение, можно было составить лишь с помощью старых газет — как дореволюционных, так и советских 1920-1950-х годов. Благо, что они выдавались для просмотра без ограничений. Правда, когда я до них добрался в Добролюбовке (областной библиотеке), мне уже было больше лет. Но путь к ним начался в той биржевской библиотеке, соседство с которой стало несомненным плюсом от переезда в 1969-ом.

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Реклама для «Революции»

Просмотров: 240 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, История Архангельска, Фотолетопись Соломбалы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0