Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:29
Дипломатическая столица

Ранее в сообщении Город посольств и консульств я приводил адреса, по которым в 1916-1920 годах находились в Архангельске посольства и консульства. А установить их помог телефонный справочник города за 1919 год (сайт Старый Архангельск).

Итак, японское посольство располагалось по адресу: улица Печорская (ныне Выучейского), дом № 2. Это всем известное здание, в котором впоследствии проживал Аркадий Гайдар:

Китайское посольство, наоборот, поселили с глаз подальше — почти у Обводного канала — ул. Поморская, дом № 61.
Финляндское — на ул. Шенкурской (впоследствии — Правды), дом № 7.
Сербское посольство - на Петроградском (ныне Ломоносова проспекте) доме № 157.
Польский атташе Сологуб — на Набережной, дом № 50.
Французское консульство — там же, на Набережной, но в доме № 79.
Английский консул Дуглас Юнг жил и работал в одном здании с посольством. А вице-консул А.А. Лауэс м в другом здании — Троицкий, № 8.
Американский консул Лесли Дэвис — в доме купца Калинина (Петроградский проспект, дом № 122):

Английское и американское посольства, понятно, оказались на главном проспекте Архангельска — соответственно Троицкий, 65 и Троицкий, 55.

Однако в другом источнике — в детройтской газете за 1919 год - иной адрес посольства США. Под фотоснимком, на котором запечатлён особняк Плотниковой — подпись: «Американское посольство в Архангельске» («The American Embassy at Archangel»):

Помимо дипломатических представителей, в связи с интервенцией оказавшихся на Севере, в Архангельске продолжали работать и довоенные (точнее, дореволюционные) консулы:

бельгийский — Фёдор Фёдорович Ландман (Троицкий пр., № 105)
нидерландский — Якобус Францевич Смит (ул. Воскресенская, № 16)
норвежский — Генрих Конрадович Фальсен (ул. Лютеранская, № 4)

В дополнение к изложенному следует сказать на днях в одном из номеров архангельской меньшевистской газеты «Северный луч» за август 1918 года нашёл «Заявление послов», в котором, в частности, говорилось:

Мы, как представители всех Союзных Держав, имеющих сейчас в России миссии, желаем в настоящее время осведомить вас о наших действиях и целях. Мы прибегаем к настоящему способу вследствие запрещения для центральных органов прессы печатать наши сообщения и заявления.

Мы приехали в Архангельск 9 августа, пробыв неделю в Кандалакше. В течение этой недели трое из нас посетили Мурманск.

Мы покинули Петроград около 26 февраля из-за грозящего прихода германцев. Старейшина Дипломатического Корпуса отправился в Вологду, куда позже направились и мы, другие представители, и где мы в течение 4 или 5 месяцев исполняли свои обязанности, как представители наших соответствующих Правительств, которые никогда не переставали считать вас союзниками против Германии.

10 июля Комиссар по Иностранным Делам Советского Правительства г. Чичерин телеграфировал нам, что наше пребывание в Вологде небезопасно и настаивал на нашем переезде в Москву: он одновременно послал г. Радека в Вологду в качестве своего представителя для приведения в исполнение своего требования или просьбы. Питая полное доверие к населению Вологды, мы не считали наше пребывание там опасным для себя и, находя переезд нежелательным, мы отказались переменить свое местожительство. Телеграмма Чичерина, адресованная нам, и наш ответ на нее были сообщены газетам и напечатаны в Вологде и Петрограде до приезда Радека...

Мы предполагали, что вопрос о нашем отъезде из Вологды улажен, как вдруг около 12 час. ночи 23 июля мы получили от Чичерина срочное телеграфное сообщение, предписывающее нам покинуть Вологду, так как наше пребывание там опасно для нас, употребляя выражение телеграммы, так как «завтра будет, может быть, уже поздно».

24 июля мы отправились на станцию, намереваясь покинуть Вологду, но Центральной Советское Правительство, узнав, что мы собираемся ехать в Архангельск, известило нас, что «Архангельск не является подходящим местом для пребывания Послов» и что наш отъезд туда означает наш отъезд из России.

На это мы ответили, что в случае принуждения покинем Россию, но с глубоким сожалением, и что наше отсутствие будет только временное. Дословные копии нашей переписки с Чичериным прилагаются при сем в виде приложения.

Мы покинули Вологду около 2 часов ночи и прибыли в Архангельск 28 июля около 11 утра, где нас ждал Попов, Председатель местного Комиссариата, и Лапин, представитель Центрального Советского Правительства, в сопровождении члена местного Исполнительного Комитета.

Здесь нас известили, что нас ждет пароход у пристани железнодорожной станции, который нас доставит туда, куда мы пожелаем. Мы ответили, что не желаем покидать Архангельск, пока не снесемся непосредственно с нашими Правительствами, от которых мы не получали инструкций уже более месяца; в случае же, если нам откажут телеграфировать через Александровск, мы требовали лишнее судно, так как то, которое было приготовлено для нас, было слишком мало — Дипломатический Корпус и штат насчитывал около 140 человек. Мы также требовали вооруженный союзный конвой, который должен был нас сопровождать от Архангельского Бара до Кандалакши или Мурманска. Советский Комитет сначала заявил, что его инструкции были точные и определенные, но потом, принимая во внимание наш решительный тон, согласился сообщить наши требования Центральному Совету и передать нам результат переговоров.

На следующий день, 27 июля, они нам передали, что телеграфное сообщение с нашими правительствами является невозможным, также как и вооруженный союзный конвой, вследствие отсутствия последнего в Архангельском порту; телеграфное же сношение между Архангельском и Мурманском, где находятся союзные суда, тоже прервано...

После многих промедлений и различных препятствий, которые некоторые из нас сочли за неучтивость, мы выехали из Архангельска на 2 пароходах в сопровождении одного траллера в 4 часа ночи 29 июля и прибыли в Кандалакшу 30 июля около полудня. По приезду в Кандалакшу мы узнали, что союзные войска покинули Мурманск, направляясь в Архангельск. Потом мы узнали, что 1-го или 2-го августа в Архангельске произошел местный переворот, что было провозглашено новое правительство, и что потом прибыли союзные войска под командованием генерала Пуля. В ответ на наши запросы нам сообщили, что наше пребывание в Архангельске будет вполне безопасно для нас (где условия жизни гораздо удобнее, чем в Кандалакше или Мурманске).

Вышеизложенное объясняет наши передвижения с того момента, как мы покинули Вологду, с 23 июля до второго нашего прибытия в Архангельск. Как уже было сказано выше, мы никогда не имели намерения или желания покинуть Россию и мы этого не сделали...

Далее в заявлении послов шли слова о невмешательстве во внутренние дела России, о непризнании Брестского мира. Слова о том, что союзные войска (то есть интервенты) высадились в Архангельске для того, чтобы помочь в борьбе с Германией. И, конечно же, в заявлении было сказано, что «Наши Правительства признают ваше Правительство», то есть Временное правительство Северной области.

Под заявлением подписались все приехавшие в Архангельск послы и посланники:

Таким образом, после их расселения по вышеуказанным адресам Архангельск вслед за Вологдой стал временной дипломатической столицей России.

Групповой фотоснимок всех этих дипломатов я заимствовал из публикации А.В. Быкова «Фрэнсис Линдли: британский дипломат и русская революция»:

Сидят — слева направо: посланник Италии маркиз Пьетро Томази делла Торетта, посол Франции Жозеф Нуланс, посол США Дэвид Роуленд Фрэнсис, посланник Сербии Мирослав Сполайкович, поверенный в делах Японии Наотоси Марумо, поверенный в делах Великобритании Фрэнсис Освальд Линдли. Стоят — слева направо: поверенный в делах Бразилии Вианна Кельш, советник посольства Франции Жан Дульсе, поверенный в делах Китая Чен Йен Ши.

Конечно, главным из них был американский посол Дэвид Фрэнсис (David Francis):

А долгожителем среди них оказался Пьетро Торетта (Pietro Tomasi della Torretta), впоследствии министр иностранных дел, а в 1944-1946 годах — председатель Сената Итальянского Королевства. Он дожил до декабря 1962 года, а значит застал совсем другую Россию, точнее, Советский Союз — страну-победительницу во Второй мировой войне. И опять же над Германией, да и над фашистской Италией заодно...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Поспешный рапорт

Просмотров: 107 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0