Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

08:00
«Чесма», она же «Полтава» и «Танго»

20 сентября 1920 года в архангельской губернской газете «Волна» была напечатана заметка под заголовком «Разборка л/к «Чесма»:

В ней сообщалось, что в Соломбале на судоремонтном заводе «Красная Кузница» приступили к утилизации отслужившего свой век и пришедшего в негодность линейного корабля «Чесма»:

Так сложилось, что ранее я уже рассказывал о судьбе этого линкора, которому интервентами была уготована незавидная роль быть плавучей тюрьмой, и, чтобы не отправлять к данной публикации по ссылке, частично повторяю её текст:

Давно привык к тому, что интересные сведения о прошлом нашего края находишь там, где, казалось бы, их не должно быть. Например, я и не подозревал, что среди документов архивного фонда Архангельской городской белой милиции (1918-1920 гг.) встречу список вольнонаёмной команды «Чесмы» - учебного судна флотилии Северного Ледовитого океана. Интересен же список тем, что в нём фигурируют исключительно китайские и японские подданные (так они именованы): Лю-Хан-Сен, Ди-Си-Ден, Чан-Ин-Хан, Ли Ван-Сир, Пак-Чен-Ун, Ким-Хва-Сен, Пак-Мин-О, Кон-Ки-Дю, Ан-Кен-Сен, Ким-Кин-Хо.

Возможно, при составлении данного списка при указании фамилий-имён, скорее всего, были допущены неточности и вставлены лишние дефисы, однако, несмотря на эти шероховатости, можно сделать вывод, что большинство перечисленных были корейцами — в ту пору ещё японским подданными. В этой связи необходимо отметить, что граждане Страны восходящего солнца ранее уже состояли членами команды этого корабля. На вопрос же, когда это было, сделаю предельно краткий экскурс в историю судна:

25 октября 1894 года в Петербурге был спущен на воду броненосец «Полтава», достроечные работы на котором надолго затянулись, вследствие чего ходовые испытания состоялись только в сентябре 1898-го.

Осенью 1900 года судно отправили на Дальний Восток, что предопределило его участие в русско-японской войне. Которое завершилось печально: в 13.30 22 ноября 1904 года в «Полтаву» попал 280-миллиметровый снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. В японский плен попали 16 офицеров и 311 нижних чинов.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (по-японски 丹後). Именно тогда команду судна впервые и укомплектовали из подданных японского императора.

В начале 1916 года правительство России за 15,5 миллионов рублей выкупило у Японии три бывших русских судна: «Сагами» («Пересвет»), «Сою» («Варяг») и «Танго». Первым двум вернули прежние названия, а третье — вследствие того, что имя «Полтава» уже носил один из русских дредноутов — получило название «Чесма».

17 декабря 1916 года после ремонта в Англии судно, зачисленное в состав флотилии Северного Ледовитого океана, отправилось к российским берегам. 3 января 1917 года «Чесма» прибыла в порт Романов (будущий Мурманск). Но в боевых действиях кораблю участвовать не пришлось - с него сняли четыре батарейных шестидюймовых и четыре 76-миллиметровых орудия. Тогда же «Чесма» получила статус учебного судна.

Эти сведения заимствованы мной из соответствующей страницы Википедии. Там же указывается, что в октябре 1917-го экипаж судна перешёл на сторону Советской власти, но в марте 1918 года корабль захватили англичане, два года использовавшие его в качестве плавучей тюрьмы. В июле 1919 года «Чесма» — в дополнение к Мудьюжскому и Кегостровскому лагерям — была переведена в Архангельск. При эвакуации интервентов из Архангельска линкор был ими брошен, после чего зачислен в состав Беломорской военной флотилии, хотя это было чисто формальным актом. 16 июня 1921 года корабль сдали на хранение в Архангельский порт, а 3 июня 1924-го — в Отдел фондового имущества для разделки на металл.

Что же касается перечисленных выше китайцев и корейцев, то они, скорее всего, были тюремщиками, нанятыми для охраны арестантов. Видимо, именно поэтому их список и оказался среди документов тогдашнего местного силового ведомства — Архангельской городской белой милиции. Попадали же представители дальневосточных народов на Архангельский Север и по принуждению (ссыльными — см. «Жёлтолицые» и Север), и добровольно — на строительство Мурманской железной дороги и на погрузочно-разгрузочные работы в Архангельском порту (Последняя стройка царизма и Клеймёные китайцы).

В заключение замечу: нельзя сказать что в 1924 году абсолютна вся «Чесма», как говорится, была пущена на иголки — котлы и трубопроводы линкора были переданы Архангельской городской электростанции (АГЭС), а листовой и цветной металл был продан предприятиям и заводам города. Таким образом, пусть и в разобранном виде, но «Чесма» продолжила служить. По крайней мере это был несравнимо лучший вариант, нежели гнить на дне возле берегов Японии или быть плавучей тюрьмой...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Старые фото и новые загадки

Просмотров: 108 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0