Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:14
Билеты за марки

...покупали архангелогородцы в трамвае в годы Первой мировой войны

В одном из майских номеров газеты «Северное утро» ознакомился с заметкой, в которой сообщалось о следующем трамвайном происшествии:

Какой-то пассажир-мужичок, покупая билет, подал кондуктору поддельную марку. Тот отказался ее принять и попросил другую. Но пассажир категорически заявил, что другой марки у него нет и уселся на скамью. В то время в вагон вошел контролер и стал осматривать билеты. Увидев безбилетного пассажира, он попросил его купить билет, мужичок опять подал марку и сказал, что кондуктор обязан ее принять, потому что он сам получил ее на сдачу в другом трамвае. Тогда его попросили выйти из вагона.

«Вот доеду, куда мне нужно, и выйду», — спокойно ответил он. Пришлось позвать полицию. Но даже и когда милиционер заявил, что действительно эта марка — поддельная и нигде не принимается, упрямый пассажир стоял на своем. Таких инцидентов происходит в трамвае великое множество.

Здесь, конечно, следует пояснить, что это была за марка. Но начну издалека — с 1914 года, когда началась Первая мировая война, вследствие чего в России наряду с удорожанием продуктов, их нехваткой с каждым днём всё сильнее ощущался дефицит разменной монеты. Сначала из денежного оборота исчезли золотые монеты крупного номинала, затем — серебряные. В основном по той причине, что владельцы стали хранить их на чёрный день. При этом находились и те, кто, предвидя обесценивание бумажных денег, скупал золотые монеты. Об одном из таких ушлых людей сообщал в своём рапорте онежский уездный полицейский исправник Шевченко:

В первых числах августа 1915 года в Савинскую волость (Шелекса) приезжал доверенный лесопромышленника Гласса Умблия якобы для аренды у крестьян деревни Бунботной водяной мельницы для постройки лесопильного завода, где во время пребывания покупал золотые монеты с надбавкой 10-15 процентов за один рубль. При покупке запугивал крестьян, что скоро золотые монеты обесценятся и выйдут из оборота. Через несколько дней он уехал, но обещал вернуться. Куда уехал Умблия, сколько скупил золотых монет, на какую сумму, неизвестно.

Ответ их Архангельска был таким:

Лесопромышленник Ф. Гласс никаких операций в Архангельской губернии не ведет, арендованных земель и лесозаготовок в пределах губернии не имеет. Имеется ли у него доверенный Умблия, неизвестно.

Вслед за исчезновением из оборота и подобной скупкой золотых и серебряных монет в дефиците оказались и монеты мелкого номинала — медные. Чем не преминули воспользоваться торговцы — даже при наличии мелочи, ссылаясь на якобы её отсутствие, отказывались давать сдачу. То есть фактически округляли цены до полтинника или целого рубля.

Чтобы хотя бы частично наполнить денежный оборот мелочью, правительство в 1915 году решило напечатать огромное количество почтовых марок, идентичных маркам юбилейного выпуска 1913 года, но на более толстой и плотной бумаге и с надписью на обороте: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Две таких марки достались мне от деда:

Несмотря на то, что с этих марок-денег смотрели покойные монархи и царствовавший «хозяин земли русской», они были встречены царскими подданными с недоверием. А торговцы часто отказывались принимать эти эрзац-монеты. Кроме того, они были крайне неудобны в пользовании, быстро пачкались, а изображения на них стирались. Вскоре выяснилось и то, что они легко подделываются. Об этом, например, сообщалось в той же газете 12 декабря 1915 года:

Из Владимира сообщают, что там вслед за появлением новых марочных денег, не замедлили появится и поддельные экземпляры. Господин N получил где-то 20-копеечную марку, на обороте которой вместо надписи: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой», было напечатано: «Наши не хуже ваших».

Вскоре поддельные марки-деньги появились и в Архангельске, причём в большом количестве. Поэтому в первой заметке и говорилось, что подобных инцидентов с подделками при оплате проезда в трамвае стало «великое множество».

В заключение — две иллюстрации по трамвайной тематике. Первая даёт представление, как выглядели трамвайные билеты, стоимость которых не указывалась. Так как проезд на архангельском трамвае в годы Первой мировой войны постоянно дорожал:

А на второй фотоиллюстрации — далёкий от идеала по дорожному благоустройству перекрёсток Архиерейской (Урицкого) улицы и Петроградского (Ломоносова) проспекта и трамвайный вагон, следующий , если судить по наклону дуги токоприёмника, в сторону Быка (то есть по «южному» маршруту):

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Место кончины — тюрьма

Просмотров: 110 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0