14:28 В конце Павлиновки |
Брат известного театрального режиссёра Василий Иванович Немирович-Данченко в сборнике путевых очерков «Беломорье и Соловки» (Киев, 1892) писал: Что за жалкое место Кузнечиха! После чистенького, опрятного Архангельска эта часть его показалась нам гнездом нищеты и убожества: кривые улицы, узкие переулки, деревянные домишки, покосившиеся, потрескавшиеся, похожие на физиономию пьяного забулдыги, сплошь усеянную синяками и шрамами. Длинные заборы, за которыми скрываются черные пустыри, хижины в одно и два окна. Невольно думалось нам: как скверно, должно быть, живется тут людям!.. Тот, кто помнит, какой была Кузнечиха до начала 1960-х годов, может сказать, что её облик мало чем отличался от вышенаписанной неприглядной картины. Так как она была тупиковой частью города, причём даже тогда, когда в Архангельске появилось трамвайное движение. Ибо трамваи поначалу ходили лишь до Пермской (ныне Суворова) улицы. Даже когда появилось вокруг Кузнечихи трамвайное кольцо, этот факт практически никак не повлиял на её облик. Конечно, пуск в 1956 году в эксплуатацию Кузнечевского моста в Соломбалу повлиял на судьбу Кузнечихи — начались подготовительные работы по застройке Госпитальной (Гагарина) улицы. Как первоначально планировалось жилыми домами-сталинками. Но успели построить лишь два таких дома — угловых дома на Набережной, потому что началась борьба с украшательством в архитектуре и соседние дома оказались хрущёвками — по фамилии инициатора этой борьбы.
Как раз эти хрущёвки и запечатлены на заимствованном с сайта Старый Архангельск фотоснимке улицы Гагарина:
Эти же дома в другом ракурсе на втором снимке, где, в частности, запечатлён трамвайный состав, поворачивающий на проспект Павлина Виноградова (Павлиновку):
Есть эти пятиэтажки-хрущёвки (как и стоявшие на Павлиновке деревянные дома) и на ещё одном снимке, заимствованном мной из фотоальбома Дмитрия Бычихина:
Из того же альбоме — третий снимок, на котором — нечётная сторона Павлиновки:
Я попытался смонтировать все три снимка и получил картину, хотя и далеко не идеальную, но дающую представление, как выглядел конец проспекта П. Виноградова (Троицкого) до середины 1960-х годов:
Эту картину можно было бы и удлинить, так как ранее я сделал аналогичный монтаж двух заимствованных с сайта Старый Архангельск снимков, на которых запечатлён перекрёсток того же проспекта и улицы Комсомольской:
Однако если бы это сделал, картина получилась бы излишне длинной по горизонтали и мелкой в деталях. К тому же эти снимки сделаны уже тогда, когда была построена последняя по нечётной стороне проспекта пятиэтажка. И её пришлось бы убирать.
В заключение скажу, что такой, как на этих снимках, с частично сгоревшей в 1962 году Троицкой церковью, я успел застать старую Кузнечиху. Если не считать трамвайной линии и пятиэтажек, практически по облику дореволюционную. И затем стал свидетелем того, как за два-три года она вся — от улицы Гагарина до Суворова — была снесена и вновь застроена. И стала выглядеть такой, какой была запечатлена на снимках, сделанных в мае 1967 года:
Предыдущий пост -
Спасение голодающих — дело самих голодающих
|
|
|
| Всего комментариев: 0 | |








