Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:40
Упражняется и платит

Не имея информации, не могу судить, в каком стиле и с использованием каких словесных оборотов главы администраций районов нашей области в настоящее время отчитываются перед губернатором. Содержание написанных ими бумаг, наверное, будет известно только тогда, когда переписка отправится в архив и затем окажется доступной исследователям. Также как, например, рапорт Важского уездного воеводы премьер-майора Ивана Черникова, который в стиле времён Екатерины Второй докладывал о следующем:

Его Превосходительству господину генерал-порутчику Архангелогородской губернии губернатору и кавалеру Егору Андреевичу Головцыну

от важеского воеводы пример маиора Черникова

покорный рапорт

При разъездах моих для указного исполнения важеским уездом с удовольствием я приметил, что народ упражняется в хлебопашестве, здоров и в хорошему урожаю хлеба надежда тож. Бывшие некоторые частию в неисправности дороги, мосты и перевозы по побуждению моему имеются в исправности. При том усмотрено в некоторых местах небрежное состояние соснового лесу, почему приставлены к его осмотрению соцкие и лесные надсмотрщики, коим в воевоцкой канцелярии с строгостью предписано. О чем Вашем Превосходительству в покорности доношу.

августа 12 дня 1779 Воевода Иван Черников

Здесь, видимо, следует пояснить, что в состав Важского уезда (с центром в Ваге, ныне — Шенкурске) входили территории нынешнего Шенкурского района, частично Вельского, почти полностью Виноградовского, северная половина Верхнетоемского (включая Верхнюю Тойму) и даже частично Верховажского (ныне Вологодская область). В сумме это была огромная площадь — равная территории среднего европейского государства. И этот обширный уезд в 1770-х годах возглавлял воевода Черников, написавший сей благостный рапорт. Видимо, понимая, что совсем без упоминания негатива такой документ посылать нельзя, он и написал про «небрежное состояние соснового лесу». И этот умело дозированный негатив превратил в выгодный для себя позитив: «приставлены... коим... с строгостью предписано». Поэтому, наверное, архангельский губернатор был доволен: и народ дурака не валяет, а «упражняется», к том же здоров, и дороги с мостами в исправности, и недостатки в лесоводстве оперативно устраняются. В общем, верно служит воевода!

Так сложилось, что через несколько дней у воеводы появилась настоятельная причина написать ещё один рапорт, в котором сообщалось, что 31 июля поля трёх деревень Пучужской волости были побиты градом, вследствие чего тамошние крестьяне не смогут заплатить подати (налоги). Этот рапорт был послан 19 августа, но подписывать его Черников не стал: поручил поставить подпись своему заместителю — товарищу воеводы Саве Молчанову.

Губернатор переслал копию рапорта в губернскую дворцовую контору, чиновники которой — надворный советник Авраам Ушаков и канцелярист Андрей Грехов — срочно выехали в Пучугу. Где и составили соответствующую ведомость, которая начиналась описанием произошедшего:

Град шол с дождем минувшего июля 31 числа после полудни из налетевшей с летней стороны тучи примерно осьмую доль часа. Величиною был по баранью лодышку, а другой более или менее, и на земле лежал долгое время. Людям и скоту повреждений не было.

Далее в ведомости говорится, что в трёх пострадавших от града пучужских деревнях - Болтинской, Чюхаревской и Евдокимовской — проживало в сумме 64 души мужского пола и 74 женского. Рожь и ячмень были засеяны на площади в 29 четвертей (примерно 15 гектар) и «сего побитого хлеба половина урожая надежна». Поэтому было сделано заключение о том, что крестьяне «государственные подати заплатить в состоянии». В общем, коль народ «упражняются», то даже несмотря на потери от града, пусть платит...

Иллюстрируя тему уплаты податей (налогов), сегодня знакомлю с тем, как выглядела в 1800-х годах «Платежная книжка», которая выдавалась на несколько лет каждому семейству государственных крестьян. Причём, как записано на её первой странице, крестьяне были обязаны платить: общие, то есть ежегодные денежные сборы в государственную казну; особые казённые взыскания, которые в любой момент могли придумать как столичные, так и местные власти (например, на срочный ремонт дорог по случаю приезда императора); мирские сборы и деньги на обмундирование, отправку и пропитание забираемых в рекруты земляков.

О комической истории, случившейся в Черевкове как раз в день сбора податей, можно узнать здесь.

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - По старой Соломбале

Следующий пост - 9 мая 1966-го

Просмотров: 786 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: