Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:03
Сами себя перехитрили...

В Государственном архиве Архангельской области мной были найдены два любопытных документа, свидетельствующих, что во владении жителей Кегострова до 1782 года состояли земельные участки, находившиеся на "городовой стороне", то есть в границах современного Архангельска, а если быть точнее, почти в его центральной части.

Первый документ - прошение кегостровцев на имя военного губернатора, полученное им 21 июля 1785 года, - гласит:

Его Превосходительству господину генерал порутчику и правящему должность Олонецкого Архангельского генерал-губернатора и разных орденов кавалеру Тимофею Ивановичу Тутолмину

Архангельской округи Кегостровской волости от
старосты Ивана Телетьяева с крестьяны

ВСЕПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ

В прошлых 131 и 132 годах по писцовой книге писца Мирона Вельяминова и по данному в 1727 году генваря 25 дня из Архангелогородской губернской канцелярии указу отданы во владение нашей Кегостровской волости крестьянам состоящие на городовой стороне позади дворов и новой слоботки под селбу и под церковь равно и под пашню борки и с лесы, которые росчистили лес и пенье своими трудами и жительство имеют, а церковь Святого пророка Ильи еще состоит в нашей волости в Юрьеве погосте также крестьян жительствует в том же Юрьеве погосте и в Спаской Сенкинской деревни, и хотя в прежние годы каждую весну при вскрытии Двины реки наводнения бывали, но не так весьма великие и быстрые, как в прошлом 779-м и 784-м годех, ибо в сим два года во время вскрытия Двины реки при чрезвычайном возвышении воды нашей волости в селениях у церкви Святого пророка Ильи крылца углы и поставленные для охранения тои церкви шестнадцать суслонов равно и с северную сторону паперть льдом сломало и унесло, в острову растущие леса, пахотную и сенокосную землю местам выдрало и вымыло и песком занесло, коя к посеву быть уже неспособна, з Двины реки в остров промой промыло и крестьянских строений повредило одиннадцать овинов, семь бань, один амбар, сушило, солодовню и пивоварню, с улиц дрова, жердье, колье, подпоры и огороды вовсе унесло, также и острова вешним и осенным подмыло кругом со всех сторон подмывает, почему уже впредь жительство иметь в нашей Кегостровской волости крестьянам весьма опасно.

Вышепоказанныя ж на городовой стороне пахотная и сенокосная земля прежними нашей волости крестьянами расчищевана и положена в тягло платежа государственной подати, которая продана была других станов крестьянам, почему они, владея тою землею, тягло платили прежде всего в нашу Кегостровскую волость с миром наряду, что с них принадлежало до прошлого 1782 года.

А ныне означенные крестьяне, записавшись в архангельское купечество и мещанство, вышеизъясненной пахотной и сенокосною землею владеют, чрез что себе и прибыль получают, а к нам с вышепоказанного 1782 года никаких податей не платят, почему мы нижайше просили в том 1782 году Архангельский нижний земский суд, который городовому магистрату и сообщил, от того магистрата никакого решения не получено.

А как мы ныне принуждены находимся к переселению церковью Святого пророка Ильи и крестьянским домами на свои десятинные места, состоящие по писцовым книгам и по данному из Архангелогородской Губернской Канцелярии указу на городовой стороне, то сего ради ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО всепокорнейше просим вышепоказанную пашенную и сенокосную землю, во владение нашей волости крестьян в дополнение в силу межевой инструкции как законы ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повелевают, учинить милостиво рассмотреть, с зданною же нам о владении того указу точную копию при нем на рассмотрение предоставляем.

Августа дня 1785 года к сему доношению вместо старосты Ивана Телятьева, пятидесяцкого Матфея Арбатова и десяцких Ваилий Котлова, Якова Селенинова т крестьян Власа Селенинова, Лаврентия Буянова, Петра Попова прошением их и за себя тоя же волости крестьянин Михайло Коржавин руку приложил".

К процитированному прошению был приложен следующего содержания документ:

Указ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержицы Всероссийской из Архангелогородской Губернской Канцелярии Двинского уезду Кегостровской волости священнику Федору Никифорову с причетники да церковному прикащику Семену Антонову и волостным крестьянам Алексею Баневу, Ивану Коржеву, Тимофею Неверову, Федору Селенинову, Осипу Колупаеву, Гавриле Попову, Даниле Безбородову, Семену Арбатову, Никифору Дедову, Ивану Селенинову, Корнилу Золотых, Степану Вешнякову, Илье Коржеву, Семену Селенинову, Илье Макарьину, Борису Телятьеву, Федору Колупаеву, Петру Арбатову, Родиону Коржеву, Василию Соснину прошедшего декабря 31 дня 726 году по Указу Ея Императорского Величества и по определению Архангелогородской Губернской Канцелярии велено по прошению вашему для показанных в том вашем прошении нужд, а именно что в той Кегостровской волости церковь божия и поповской с причетники и мирские дворы волею божею вешними водами подмывает и пашенные земли снесло и домы содрало и реки вновь промыло и население той вашей Кегостровской волости церковью и дворами показанные в прошлом вашем пустое место в десятинных ваших лесах за рекою Двиною на городовой стороне пониже Успенской церкви, что на Бору, позади дворов и Новой Слоботки борки с лесы отдать во владение под росчись и под пашню и под церковь и дворы для того в писцовой книге 131 и 132 годов написано:

Кегостровской волости деревня Кривляевкая, а в ней пашни паханные худые, земли одиннадцать четвертей с третником до перелогу осмина да водою смыло шесть четей в поле, а в дву потомуж сена меж пол и поконец поля тритцать копен ... деревня Спаская Сенская ... деревня Юрьевская, а в ней пашни паханные худые земли 45 четвертей, лесу непашенного по обе стороны реки Двины 17 десятин ... да на Кегостровском погосте на реке Двине, а на погосте церковь стоит пророка Ильи деревянная ... деревня Понановская на речке на Жароновке, лесу непашенного за рекою за Двиною три десятины ... по Указу Блаженныя Памяти Великого Государя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси ... впредь дрова и пожни ставить. Пустое место Борки с лесом вам просителям во владение в поселбу церкви и дворов и на росчисть под пашню и отдать во владение.

Генерал-майор, губернатор, порта Архангельского капитан Иван Измайлов
генваря 25 дня 1727 года

Поясняя приведённые выше документы, скажу, что в них кегостровцы ссылались на писцовую книгу 131 и 132 (1623-1624) годов, по которой их волости принадлежали покрытые лесом земельные участки "за рекою Двиною на городовой стороне пониже Успенской церкви, что на Бору, позади дворов и Новой Слоботки". Спустя столетие право на владение ими было подтверждено указом военного губернатора Измайлова.

Определить, где же находились земельные владения кегостровцев, можно, так как главный ориентир - Успенская Боровская церковь (угол Набережной и улицы Логинова) - там же, на своём месте. Поэтому следует полагать, что Кегостровская волость владела территорией, примерно ограниченной нынешними Троицким и Новгородским проспектами и улицами Логинова и Гайдара. И, возможно, ещё немного простиравшейся дальше ул. Гайдара в сторону Кузнечихи.

Интересны и примечательны эти документы и тем, что сообщают о наводнениях, которые в отдельные годы (например, в 1726-м, 1779-м, 1784-м) были для кегостровцев настолько разрушительными, что заставляли задуматься о переселении (в том числе вместе с приходской церковью) на общеволостные владения "на городовой стороне". Поэтому в декабре 1726 года они и обратились к губернатору за подтверждением своего права на подобный переезд. И, как говорится в приведённом указе, Измайлов подтвердил право "в поселбу церкви и дворов", то есть поселиться (поставить) церковь и дворы.

Некоторые островитяне этой возможностью воспользовался - частично вырубили лес, раскорчевали участки, разработали пашню. И, видимо, кое-кто даже построил дома. Однако "городовые" владения, как говорится, оказались не под рукой. Поэтому решили новые пашни и участки оставшегося леса уступить крестьянам других волостей, постоянно проживавшим по соседству. Другие же кегостровцы, которые так и не решились покинуть свой остров, против этого не возражали, так как по существовавшим тогда законам данные участки всё равно оставались и числились в коллективном волостном владении и новые их хозяева были обязаны платить ежегодные подати за приобретённую землю не напрямую в казну, а в волость.

За прошедшие с 1727 года полвека Кегостров регулярно подвергался атакам водной стихии - сокращался по площади, частично заносился речным песком, в нём образовывались промои, то есть возникали мелкие протоки, делившие остров. Однако привязанность к своей земле оказалась сильнее. Поэтому новую попытку переселиться не предпринимали или постоянно откладывали - мол, на следующий год, даст бог, пронесёт. Но в 1779-м и 1784-м не пронесло, Поэтому и написали прошение губернатору Тутолмину, ходатайствуя вернуть им земли (кстати ими же проданные) с целью последующего переселения.

Впрочем, ссылка на разрушительные наводения и вынужденный переезд, возможно, была лишь прикрытием их истинный озабоченности тем фактом, что новые владельца их "городовой" земли в 1782 году записались в купечество и мещанство, то есть стали полноправными архангелогородцами. И следовательно, перестали платить в волость подати. А некоторые, пользуясь статусом горожанина, поспешили сразу же перепродать свои участки. Тем более, что их тогда по достаточно высокой цене скупали под постройку своих заводов архангельские купцы Клафтон и Брант.

Таким образом, наступило новое время, когда записям в писцовых книгах ушедших столетий уже не придавали былого значения. Ибо Архангельск начал раздвигать свои границы, включая в городскую черты бывшие владения - и не только Кегостровской волости. Поэтому прошение перехитривших самих себя кегостровцев - ни денег, ни земли - не было удовлетворено и им оставалось только сожалеть, что за прошедшие полстолетия они так и не собрались переселиться на принадлежавшую им по старым законам землю. Поступи они по-другому, то уже с 1782 года стали бы полноправными архангелогородцами и больше бы не страдали от разгула водной стихии. А какими они были, сообщается, например, в статье Весенняя трагедия.

Ниже привожу планы кварталов из "Квартальной книги губернского города Архангельска 1828 года". Полагаю, что и большая часть Александровского сада (ныне стадиона "Динамо") и оказанные на планах строения расположены и были построены на бывших владениях Кегостровской волости.

11-й квартал - Александровский сад, ограниченный улицами Дворянской (Троицким пр.), Дорбрекерской (Садовой), Въезжей (пр. Ломоносова) и Боровской-Успенской (Логинова).

10-й квартал, ограниченный Въезжей (пр. Ломоносова), Дорбрекерской (Садовой), Прошпективной (Новгородский пр.) и Боровской-Успенской (Логинова). На нём показаны: 1. Купеческой вдовы Родши (Родде), а ныне коммерции советника Бранта. 2-3. Архангельской купеческой вдовы Елизаветы Клафтоновой (Клафтон).

14-й квартал, ограниченный улицами Дворянской (Троицким пр.), Крыловской (Гайдара), Въезжей (пр. Ломоносова) и Дорбрекерской (Садовой). На нём показаны: 1. Купецкой жены Евгении Гернетовой (Гернет), 2. Купца Федора Клефеккера, 3. Купца Ивана Мейфа, 4. Наследников мещанина Никитина, 5. Мещанина Василия Молокова, 6. Пустопорожнее госпожи. Клоховой, 7. Пустопорожнее подпоручика Лаврова, 8. Пустопорожнее.

15 квартал, ограниченный Въезжей (пр. Ломоносова), Крыловской (Гайдара), Прошпективной (новгородский пр.) и Дорбрекерской (Садовой). На нём показаны: 1.Прядильный завод со строениями коммерции советника Вильгельма Бранта, 2. Пустопорожнее.

17 квартал, ограниченный Дворянской (Троицким пр.), Аптекской (Вологодской), Въезжей (пр. Ломоносова) и Крыловской (Гайдара). На нём показаны: 1. Иностранца Андрея Берга, 2. Купцов Долгошеиных, 3. Мещанина Цыварева, 4. Подпоручика Лаврова.

В дополнение фотоснимок канатной фабрики купцов Клафтонов, стоявшей на Боровской (Логинова улице) сразу за Александровским садом и Въезжей улицей (пр. Ломоносова) - 10-й квартал 2-й части Архангельска.

______________________________________________

Предыдущий пост - Первомайский казус, или Сказка про белого бычка

Просмотров: 1333 | Добавил: Bannostrov | Теги: Кегостров, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: