Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:26
«Подвиг» и трагедия на Двине

В газете «Архангельские губернские ведомости» (№ 29, 17.07.1848 г.) нашёл заметку о прибытии в Архангельск парохода «Подвиг», построенного в том же году для фирмы «Брандт и К°» на верфи Эндрю Вудхауса (Andrew Woodhouse). Причём пришедшего из английского города Ньюкасла-на-Тайне (Newcastle upon Tyne), учитывая остановки в пяти портах, сравнительно по той поре быстро:

На днях прибыл сюда из Англии новый Русский пароход «Подвигъ», принадлежащий Брандту и Комп. Он назначается для вывода нагруженных судов от Архангельска за бар до взморья; или обратно, при противных ветрах и течении, для привода к Архангельскому порту судов, приходящих с моря; также для буксирования барок и другого рода больших речных судов вверх и по Северной Двине. Надобности в пароходах встречается здесь еще более в позднюю осень, когда опасаясь заморозов, спешат запоздалые последние суда отправить поскорее за границу. Теперь, при помощи буксирного парохода, неудобства эти будут отстранены. - «Подвигъ» первый под русским флагом купеческий пароход на водах Северной Двины!

Пароход «Подвигъ» построен в Англии неподалеко от Нью-Кастла. Длина судна: по килю 80 фут, ширина 18, глубина 9,5 фут; водоизмещение 28 тонн. В полном грузу сидит не более 5-ти фут. - Судно заложено в Феврале нынешнего года, а в конце Апреля спущено уже на воду. Строитель Вутгауз. Оно с машиною и вооружением стало на месте около 15 тысяч рублей серебром. Паровая машина работы Маршаля, в 56 сил. Каменного угля для действия машины вмещается на двое суток; а если занять каюты, и поместить несколько на палубе, то можно взять вдвое более. - Всей команды на пароходе, с управляющими судном и машиною, 8 человек. Для плавания при попутных ветрах имеет парус и вооружено двумя мачтами: задняя может быть вынимаема, когда пароход берет на буксир другое судно. При благоприятных обстоятельствах ходит до 9 узлов или миль (15 и три четверти версты) в час. Пароход «Подвигъ» под управлением Шкипера Салдамонда отправился из Нью-Кастла 15/27 Июля; по пути заходил для принятия топлива в Лервик на Шетландских Островах; потом в четыре Норвежские порта; и наконец прибыл 5-го Июля благополучно в Архангельск. Все плавание, с простоями в разных портах, совершено в 21 день.

Я, конечно, попытался найти другую информацию об этом судне, однако сохранившиеся сведения о нём крайне скупы - узнал только, что с 1849 года «Подвиг» перевозил пассажиров из Архангельска на Соловецкие острова и обратно и что 21 июня 1858 года на нём отбыл из Архангельска вверх по Северной Двине император Александр Второй.

Тогда я решил поискать информацию как о верфи Вудхауса, так и о нём самом. И нашёл на соответствующем английском сайте следующий список построенных на ней судов:

Как видите, выше списка особо отмечено, что дополнительная об кораблестроителе Эндрю Вудхаусе отсутствует (No further information known about this shipbuilder). А в списке нет сведений о построенном в 1848 году пароходе - видимо, по вышеуказанной причине, И вот теперь благодаря напечатанной в архангельской газете заметке мы можем заполнить этот информационный пробел.

Безусловно, интересно было бы узнать, как выглядел «Подвигъ». Но ни рисунков, ни чертежей не сохранилось. Но зато удалось найти картину английского художника Джона Скотта (John Scott), запечатлевшего пароход «Генри Райт» («Henry Wright»), который был спущен на воду на той же верфи пятью годами позднее и по техническим данным практически не отличался от «Подвига». А значит, был ему фактически близнецом:

Удалось найти и графический рисунок располагавшихся вблизи Ньюкасла верфей (а их было несколько):

Когда же «Подвиг» пришёл из Ньюкасла в Архангельск, то есть оказался в двинских водах, прибывшим на нём сообщили, что в этих же водах неделей ранее закончил свою жизнь заказчик и покупатель парохода - Эдуард Вильгельмович Брандт. О его трагической смерти и о месте гибели (Кузнечевский рукав Северной Двины) читатели той же же газеты узнали из номера за 3 июля 1848 года. Правда, дата гибели напечатана неразборчиво, но, полагаю, трагедия произошла 26 или 27 июня:

К общему сожалению, граждане Архангельска понесли чувствительную потерю в лице первейшего из своих негоциантов, Потомственного Почетного Гражданина Едуарда Вильгельмовича Брандта, потонувшего в ночи на (?) минувшего Июня в одном из протоков реки Кузнечихи. Покойный Г. Брандт, управляя созданным в 1812 году родителем его торговым домом - одним из самых известных и почтенных в целом свете, был, подобно родителю своему, деятельным, строго честным и осторожно благоразумным негоциантом. - Всякое предприятие, которое могло содействовать общему благу, находило с его стороны всегда деятельное участие и пособие. Нося звание Ганноверского, Нидерландского и Гамбургского Консула, он занимал также, в свою очередь, должности Директора Конторы Коммерческого Банка, Члена Отделения Коммерческого Совета и Комитета для надзора за браком товаров, равно Попечителя Евангелических церкви и училища; и за свою отличную службу и человеколюбивые деяния Высочайше награжден был золотой медалью на Аннинской ленте. - В день погребения, 29-го Июня, в церкви Св. Екатерины, Пастор Бремме, Надворный Советник Ф.И. Тустановский и Учитель Евангелического Училища Уитидт почтили память усопшего надгробными речами, извлекшими у всех присутствовавших слезы сожаления о несчастной и безвременной его кончине. Жители Архангельска, глубоко памятуя благотворительность покойного, густыми толпами следовали за гробом его до самого кладбища, несмотря на пасмурную и ветреную погоду того дня. - Мир праху благородного человека!

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Печальное лидерство

Следующий пост - Троица 1948-го в Каргополе

Просмотров: 1179 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: