Воскресенье, 18.04.2021, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Besucherzahler Beautiful Russian Girls for Marriage
счетчик посещений
Яндекс.Метрика Free counters!

Статистика с 4.06.2014

Сайт Михаила Лощилова:

Архангельский Север — люди и годы

Блог

Главная » 2021 » Март » 1 » Плоты Крузенштерна
15:45
Плоты Крузенштерна

Полагаю, практически всем известны если не слова, то хотя бы название одной из песен Александра Городницкого — «Паруса «Крузенштерна». Конечно же, и мне, которому на днях удалось найти ещё одно связанное с водной стихией словосочетание, где присутствует эта знаменитая фамилия, — плоты Крузенштерна. Вот что о них сообщала 14 января 1862 года столичная газета «Северная Почта»:

Из Печоры. Печорский край, по словам Журнала министерства государственных имуществ, считается уже доступным со стороны моря: доступность его доказана тем, что в минувшем году к Балванской губе, близ устья Печоры, пристали три корабля, пришедшие из заграницы, и взяв примерно до 1 ½ тысяч дерев, пригнанных туда в виде плотов, уехали в Англию.

Из этого мы видим, что предприятие г. Крузенштерна и К° завести правильную заготовку леса на Печоре и открыть сбыт оного чрез ее устье увенчался успехом.

Товарищество еще до начала 1861 г. производило в Печорском крае исследования; в 1859 и 1860 г. было сплавлено до 2200 лиственных дерев.

Здесь следует пояснить, что в процитированной заметке упоминается сын известного путешественника И. Ф. Крузенштерна — Павел Иванович, российский военный и географический исследователь, вице-адмирал.

П.И. Крузенштерн(1809-1881)

Впервые он оказался на нашем Севере в 1843 году, когда вместе с А. А. Кейзерлингом возглавил экспедицию Министерства финансов и Корпуса горных инженеров в Печорского край с целью геологических исследований и составлению точной карты обширной территории, входившей тогда в состав Архангельской и Вологодской губерний. А в 1849-1850 годах на парусной шхуне «Ермак» участвовал в проведении гидрографических исследований Белого, Баренцева, Белого и Карского морей. Тогда же были описаны и устья рек Печоры, Мезени и Индиги.

Следующий вояж на Север состоялся в 1852 году — по распоряжению министра государственных имуществ П.И. Крузенштерн был вновь откомандирован в Печорского край. На этот раз для изучения возможности сплава леса по Печоре. А на следующий год Павлу Ивановичу было поручено провести детальную съемку и промеры глубин рукавов и фарватера Печоры.

В 1855 году П.И. Крузенштерн ходатайствовал о предоставлении ему привилегии (права) на бесплатную вырубку и реализацию лиственничного леса на берегах Печоры в течение двенадцати лет. Просьба была удовлетворена, и вскоре он совместно с промышленниками и торговцами В. Н. Латкиным и М. К. Сидоровым уже участвовал в деятельности Печорского товарищества. И именно тогда по Печоре впервые был сплавлен в плотах предназначенный для отправки на экспорт лес. О чём и сообщалось в газетной заметке.

Если Павел Иванович Крузенштерн запомнился в истории Севера первыми на Печоре плотами, то его брат — Николай Иванович — оставил в ней иного рода след: в 1838-1839 годах по поручению императора посещал Архангельскую губернию в связи с восстанием крестьян в селе Ижме (тогда Мезенского уезда, ныне Республики Коми). Об этом, в частности, свидетельствует следующая публикация в газете «Архангельские губернские ведомости» (№ 52 за 1838 год):

Для желающих больше узнать как о восстании, так и о Николае Ивановиче Крузенштерне, следующая ссылка — смотри

______________________________________________________

Предыдущий пост - Недостаток хлеба и смертельный удар священника

Следующий пост - Жертвы ЕГЭ и неучи «ЕР»

Просмотров: 43 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: