Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:35
Обманчивое «тотчас»

Более шести лет тому назад - 1 апреля 2011 года - я кратко рассказал об участии заключённых-уроженцев Архангельской губернии в строительстве железной дороги, связавшей Одессу с селом Парканы (ныне территория Приднестровской Молдавской Республики). Среди перечисленных северян значился и крестьянин Прокшин — как я тогда, судя по фамилии, предположил, уроженец Лешуконья.

Так сложилось, что спустя годы мне встретился другой архивный документ, в котором упомянутый северянин вновь значился. Точнее сказать, всё архивное дело ему и посвящено , так как 21 апреля 1867 года, то есть по возвращении пешком со строительства (где закончился срок его заключения) крестьянин деревни Ценогоры Иван Прокшин обратился к губернатору с прошением, в котором писал:

В 1864 году, состоя в Архангельской арестантской роте, был выслан на работы на железную Парканскую дорогу, где находился с 18 ноября 1864 года по 13 июля 1866 года. По окончании тогда срока задержания и перед возвращением на родину командир объявил, что назначенная за работу плата — 4 копейки в день — будет выслана через Архангельское губернское правление.

Прибывши в Архангельск 19 января и водворившись в среду своего общества, я по сие время не получил вышезначенной поденной платы, а потому имею честь покорнейше просить Ваше Сиятельство удостоить распоряжение с вытребованием оттуда тех денег и об удовлетворении оными меня.

Губернатор князь Сергей Павлович Гагарин, почитав прошение, оставил на нём резолюцию предписывавшую чиновникам его канцелярии сделать соответствующий запрос в Тирасполь. Неспешно пришедший — через шесть месяцев — ответ был краток:

Причитаемые за работы деньги арестанту Ивану Прокшину все 5 рублей 44 копейки выведены по расчету и предназначены к отправке в текущем июле или в будущем августе, тотчас по изготовлении письменных свидетельств.

Командир 2-ой рабочей бригады по постройке железной дороги полковник Суха... (дальше неразборчиво — видимо, Сухарев)

4 июля 1867 года     г. Тирасполь

Однако слово «тотчас» оказалось обманчивым — спустя полгода Прокшин вновь обратился губернатору с аналогичным ходатайством. И вновь был сделан запрос. И вновь — с огромной задержкой ответ, уверявший «деньги будут высланы тотчас...» Этому «тотчас» опять поверили, и зря...

При чтении перечисленных бумаг создаётся впечатление, что деньги и не собирались высылать, просто тянули время в надежде на то, что бывший арестант либо умрёт, либо махнёт рукой — мол, правды не добьёшься! Или полагали, что и архангельскому губернатору надоест затянувшаяся на годы переписка по поводу денег, причитавшихся какому-то там крестьянину.

Но Иван Прокшин оказался настойчивым человеком, да и губернатор Сергей Гагарин не посчитал данную переписку пустой тратой времени и чернил. Как результат — после четвёртого запроса в январе 1869 года указанная выше сумма была переведена сначала в Архангельск, а затем — через волостное правление в Ценогору, Прокшину, который, не пожалев денег на переписку, всё-таки добился своего. Благодаря чему в губернском правлении и было заведено выше частично процитированное дело и благодаря чему, мы сейчас можем сказать, что лешуконский крестьянин напрямую причастен к строительству железной дороги, 150-летнему юбилею закладки которой посвящён выпущенный Почтой Украины в 2013 году специальный конверт:

______________________________________________________

Предыдущий пост - Завод на Лименде

Следующий пост - Красные обложки и балалайка

Просмотров: 966 | Добавил: Bannostrov | Теги: Истоия края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: