Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:42
О пожаре на «Теодоре Нетте». И не только...

Если я не ошибаюсь, в 9-ом классе при изучении советской литературы мы проходили творчество Владимира Маяковского, в том числе его стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». И так сложилось, что в том же году — 1971-ом — судно, носившее имя советского дипломатического курьера Теодора Нетте, встало на ремонт в заводе «Красная Кузница». То есть как раз напротив здания нашей соломбальской 50-й средней школы. Причём при ремонте случилось происшествие, вследствие которого мне и моим одноклассникам пришлось на нём работать. И вот почему.

Однажды — а случилось это в декабре — мы во время урока услышали вой сирен пожарных машин. Сидевшие у окон одноклассники, конечно, привстали и выглянули. И сразу оповестили: «Судно горит!» Вскоре раздался звонок, и к окнам, особенно на третьем и четвёртом этажах школы, было невозможно протиснуться.

На сайте old-arkhangelsk.livejournal я впоследствии нашёл фотоснимок, сделанный во время пожара на газотурбоходе «Теодор Нетте»:

Но одним наблюдением издали пожара и его последствий для меня и других парней нашего класса знакомство с судном «Теодор Нетте» не ограничилось. Обстоятельства сложились так, что нам пришлось на нём не только побывать, но и его ремонтировать. Так как в 9-10 классах наряду со общеобразовательной программой нас обучали профессии судового электромонтажника. Причём занятия были как теоретические (курс электротехники на институтском уровне, преподавал инженер завода Панкратов), так и практические (один раз в неделю в электромонтажном цехе «Красной Кузницы»). Если сначала мы работали в основном в самом здании цеха, занимаясь разборкой и сборкой огромных судовых электродвигателей, то сразу после пожара нас, как и штатных рабочих, бросили на авральные работы. Понятно, куда — непосредственно на судно.

Конечно, серьёзной работы нам не доверяли — главным образом занимались демонтажом обгоревших приборов и проводки. Но и этого хватило, чтобы не только получить профессиональные навыки, но и основательно ознакомиться с конструкцией газотурбохода. Ибо пришлось побывать практически везде, так как меняли почти всю электрическую «начинку» судна. То есть если бы не пожар, то, как это не парадоксально (нет худа без добра), мы бы лишь поверхностно — в объёме экскурсии - узнали бы электрическую часть морских судов. И лишь одно обстоятельство несколько портило впечатление от непосредственного с ней знакомства — каждый раз с судна мы возвращались чумазые. Но и эта проблема была устранимой — нас обеспечивали рабочей спецодеждой (робой) и в бытовом отсеке цеха имелись душевые кабины. Но горячая вода, образно говоря, не смыла, конечно, воспоминания о пожаре на «Теодоре Нетте».

Что же касается теоретического и практического обучения профессии судового электромонтажника, то они закончились экзаменом и присвоением нам второго разряда. Более того, нас пригласили на работу. Тут следует сказать, что тогда в электромонтажный цех завода просто так со стороны было устроиться практически невозможно, так как заработки в нём работавших были по тем временам более чем приличными — 350-400 рублей.

Лично мне реализовать практические знания на заводе не пришлось, а вот теоретические весьма пригодились. Так как курс электротехники в институте оказался для меня повторением пройденного. И это заметил преподаватель (фамилия, насколько помню, Попов), читавший лекции и ведший в нашей группе практические занятия. От сдачи экзамена он меня освободил и даже хотел было привлечь к оплачиваемой научно-исследовательской работе. Но помешало то обстоятельство, что я учился не на факультете теплоэнергетики, а на механическом, то есть для кафедры электротехники непрофильном.

Возможно, кто-то подумает, что, говоря так, я хвастаюсь. — Да, хвастаюсь, но не своими знаниями, а своей школой, тогдашним советским высококачественным (а не для галочки или ЕГЭ) образованием, которое и предопределило наши познания как в литературе, так и в электротехнике. Ведь мы уже в 9-ом классе наряду с вышеупомянутым стихотворением знали, что такое «косинус фи» (cos φ — коэффициент мощности) или как синхронизировать работу электродвигателей. И не только...

В заключение привожу фотоснимок газотурбохода «Теодор Нетте», заимствованный с уже упомянутой страницы "ЖЖ":

______________________________________________________

Предыдущий пост - Да, мы твердили вам: «Не трусьте...»

Просмотров: 139 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Соломбалы, История Соломбалы, История Архангельска, Фотолетопись Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: