Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:52
Несостоявшийся центр судостроения

На данном сайте уже давно размещена статья МОЛОТОВСК АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЗАРЯ, опубликованная в 2008 году в северодвинской газете «Северный рабочий» и рассказывающая о начале работ по строительству в Нёноксе заводов СМП-3 и СМП-4. В её вступительной части есть ссылка на ранее напечатанную статью на эту же тему «Нёнокса — центр судостроения?», с которой я сегодня со значительным опозданием наконец-то знакомлю.

О древней Нёноксе, её прошлом в исторической литературе и периодике, в том числе на страницах «Северного рабочего» написано достаточно много. Например, 600-летию поморского села был посвящён специальный номер газеты, вышедший 12 июля 1997 года. Однако ни в помещённых в том номере «Строках из летописи Нёноксы», ни в других газетных и книжных публикациях нет упоминаний, что село наряду с Молотовском-Северодвинском могло стать центром судостроения и судоремонта.

О том, что сказанное не досужий вымысел, а информация о начинавшемся реализовываться проекте, свидетельствует найденный в Государственном архиве Архангельской области документ. Точнее, письмо начальника управления стройтреста № 203 В. Гущина председателю облисполкома С. Моликову, отправленное 30 октября 1952 года и имевшее гриф «секретно». В нём, в частности, говорится:

«В посёлке Нёнокса Беломорского района стройтрестом № 203 Минмашстроя организовано во втором квартале текущего года управление начальника работ № 26 по строительству Северо-Двинских судостроительного и судоремонтного заводов Главсевморпути. За истёкшее время введены в эксплуатацию 1592 кв. метра жилья, построен клуб на 500 мест, баня-прачечная, гараж на 20 автомашин, организован детский сад на 50 детей, начато строительство постоянного жилья и других объектов. На строительство указанных заводов по вербовке из Белоруссии и центральных областей Союза завербовано 600 рабочих. Увеличение населения посёлка Нёнокса в два раза требует организации поселкового совета, о чём просим поставить вопрос перед Правительством РСФСР. Считаем необходимым просить вас также поставить перед руководством Главсевморпути вопрос о строительстве постоянного жилья, детского сада, детских яслей, школы и т.д., которые в первое время будут обслуживать в основном строителей. О принятых вами мерах прошу поставить меня в известность».

Ознакомление с другими архивными документами, на момент их появления также секретными, позволяет сделать вывод, что в начале 1950-х годов в СССР был разработан план комплексного освоения Арктики (например, на заседаниях Совета Министров СССР уже рассматривался вопрос о начале бурения для разведки нефте- и газовых месторождений). Причём как морским, так и сухопутным транспортом.

Но приоритетом, конечно, считалось установление круглогодичного плавания по Северному морскому пути. А для этого необходим был флот, состоящий из судов ледового класса и мощных ледоколов. Их строительство и ремонт как раз и планировалось разместить на нёнокских Северо-Двинских заводах.

Одновременно с возведением заводов намечалось приступить к строительству глубоководного аванпорта в районе Мудьюга, частично используя разработанный ещё в годы Первой мировой войны проект. А чтобы связать порт с транспортной сетью страны, в 1952 году сразу в трёх местах — у Жаровихи, в Патракеевке и Куе — началось строительство железной дороги Архангельск-Мезень. Отворот от неё, а также запланированный к постройке мост через Северную Двину в районе Жаровихи должны были обеспечить бесперебойную доставку грузов. Что касается самой дороги, то впоследствии её предполагалось продлить до Нарьян-Мара и далее к Салехарду, где и соединить с будущей дорогой до Игарки и Норильска. Таким образом, дельта Северной Двины оказалась бы местом схождения дублирующих друг друга морского и железнодорожного пути, а Архангельская область стала бы ключевой в освоении Арктики.

Несомненно, экономическое развитие арктического региона обеспечивалось бы усилением военной мощи страны. Видимо, поэтому тогда придавалось большое значение оснащению Военно-морского флота тяжёлыми крейсерами. А работы по их строительству (заказ 401) велись с 1951 года на Молотовском заводе № 402.

Однако задуманным планам не суждено было осуществиться — 5 мата 1953 года умер И.В. Сталин, и вскоре (в апреле-мае) все работы, как по заказу 401, так и на строительстве № 510 (дорога Архангельск-Мезень), и на возведении нёнокских заводов были прекращены. Именно поэтому Нёнокса и не успела стать центром судостроения. Упомянутые же в процитированном письме объекты соцкульбыта и жилье сначала были законсервированы, а потом — при размещении в 1954 году в Нёноксе военной части и полигона — видимо, были переданы им.

Нёнокские Северо-Двинские заводы намечалось построить там, где заканчивались запроектированные трассы ЛЭП (сплошная линия) и железной дороги (пунктирная линия). Фрагмент секретного на тот момент плана.

______________________________________________________

Предыдущий пост - «Оперативный аэродром Молотовск»

Следующий пост - Где же, спрашивается, тысячи?..

Просмотров: 1007 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: