Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:16
Ямальский канал

В 1916 году столичные газеты - как петроградские, так и московские — наперебой сообщали, что полуостров Ямал скоро может превратиться в остров. Причём в их публикациях говорилось, что «проект века» — прорытие канала через Ямал будет якобы осуществлять некая иностранная компания, получившая правительственную концессию. Так, газета «Русские Ведомости» писала:

После напутственного молебна на яхте «Галилия» экспедиция Эльпорта отправилась к Иртышу и далее на север при благоприятной погоде. Предприниматели с глубокой верой в успех берутся за трудное дело, проникшись сознанием огромной пользы предприятия для Сибири и всего государства. Ямальский канал для пропуска речных судов с осадкой 5 футов будет готов через два года. В устье реки Салетты, а также у мыса Маре-Сале будут оборудованы пристани для приема судов: морских из Лондона и речных — из Тобольска и Томска, благодаря чему установиться прямое морское сообщение между портами Европы и Обской системой. На Тобольском Севере намереваются организовать добычу и экспорт графита, устроить лесопилки для экспорта леса заграницу и наладить экспорт мороженой рыбы, приготовление консервов и соленой рыбы...

Если эта публикация была благожелательной, то автор статьи в газете «Коммерческий телеграф» — А. Бологой — критически относился к проекту и поэтому полемизировал с корреспондентом «Русские Ведомостей»:

Чем-то знакомым, хотя и забытым в рассеянности жизни, пахнуло на меня от упомянутой фамилии, и после некоторых усилий я нашел в своем столе карточку «И.И. Эльпорт. Редактор-Издатель «Новоземельской газеты» и «Северного журнала». Есть и приписка, извещающая, что скоро будет прислан готовый к выходу первый номер газеты. Но этой ежедневной газеты, которая по мысли издателя, должна быть специально посвящена вопросам колонизации и эксплуатации Новой Земли, я так и не увидел — редактор-издатель поехал строить канал... Интересно, на чьи деньги?..

Дорогу через Карское море из Европы искали давно. При Борисе Годунове русские поморы ходили на Обь через реки и волока полуострова Ямала. Но тогда отвозили хлеб и привозили пушнину на небольших парусных лодках, которые перетаскивали через волока. В соответствии с теперешними условиями торговли за последние 6-7 лет вновь прочно проложена торговая дорога в западно-сибирские реки, но идет она от Архангельска по океанским путям.

А между верховьем Юрибея, который предположено использовать для прокладки канала, и устьем Салетты на 70 верст тянется пустынная тундра. Реки, впадающие на этой широте в Обскую губу, ничтожны по размерам. Местность эта на два градуса севернее полярного круга. На глубине 2 футов лежит вечная мерзлота. Реки и озера вскрываются в конце июня и вновь замерзают во второй половине августа.

Предположим, наконец, что канал — и при том такой, что может за два месяца пропустить нужное количество товаров — готов. Я готов теоретически сочувствовать смелой инициативе авторов грандиозного проекта, но сомневаюсь, что они имеют ясное — с технической точки зрения — представление о географии и гидрографии местности, которая будет ареной их деятельности.

Опасность, что момент для исполнения замысла, хотя бы с точки зрения обеспечения работ силами, выбран не вполне удачный, и боюсь, что лондонские корабли через два года не успеют побывать в Ямальском порте.

Панамский канал копали больше двух лет. Наш канал, конечно, должен быть гораздо меньше, но разница между ним и Панамским, пожалуй, не так велика, как между экипажем яхты «Галилия» и Соединенными Штатами...

В те же дни 1916 года газета «Новое время» сообщала:

Весь путь будет заключаться следующих пунктах: у Мыса Каменного будет оборудована пристань Обская, с зданиями и нужными приспособлениями для остановки и ошвартовки судов. На водоразделе Ямала на озере Талын-То будет оборудован канал длиною в 36 сажен, на р. Салетта и в северной вершине р. Юрибей будут устроены шлюзы с расчётом пропуска судов грузоподъёмностью до 75000 пудов и осадкою в пять футов. И, наконец, у мыса Марра-Сале будет устроен порт Ямал, где находится словно нарочно созданная к услугам этого пути гавань, глубокая и просторная у острова Литке, где могут останавливаться морские суда с самой глубокой осадкой.

Конечно же, меня не мог не заинтересовать вопрос: кто были авторы проекта? Об одном из них - И.И. Эльпорте — сведения крайне скупы. А вот об его единомышленнике — Константине Дмитриевиче Носилове, чья биография напрочно связана с Архангельском и Новой Землёй — удалось узнать намного больше. Например, со страницы catofoldmemory.livejournal.com, на которой, в частности, сообщается:

К.Д. Носилов. Фото с сайта www.mvk-yamal.ru

...Что уж совсем фантастично, Носилов в 1915 году получает от правительства концессию на устройство канала через Ямал! Этот факт, к слову, потряс А. Омельчука, который прямо задал вопрос: «Где сын сельского священника, писатель без серьезных финансовых источников, раздобыл средства для создания акционерного товарищества?» Для оправдания своего героя биографу даже пришлось пойти на явно нелепые объяснения: «Носилов был достаточно состоятельным человеком, хотя бы уже потому, что ежегодно выпускал по нескольку книжек, регулярно сотрудничал в «Новом времени», гонорары в котором выплачивали достаточно высокие. Состоятельный, но не богач. Надо полагать, что в полярное товарищество Носилов привлек влиятельных промышленников, которых нетрудно было отыскать и на Урале, и в столицах — в условиях войны вклады в северные предприятия были надежнее». Издатель «Нового времени» А.С. Суворин был известен как жуткий скряга (иначе он сам никогда не стал бы богачом), потому платил гонорары весьма скромные — и подвергался нападкам, что погубил своего друга А.П. Чехова, выплачивая ему так мало, что писатель постоянно страдал от нехватки денег и не мог поехать за границу на лечение. Представить, чтобы он платил Носилов гораздо больше, чем популярнейшему Чехову, решительно невозможно. Выпускаемые Носилов книжки были в подавляющем большинстве отдельными изданиями рассказов для детей в десять — двадцать страниц, какие с них доходы. Его книги о путешествиях хоть и пользовались стабильной популярностью, но в весьма ограниченном кругу. О привлечении каких то пожелавших остаться неизвестными промышленников в 1915 году и говорить не стоит. Большинство из интересовавшихся севером были прочно связаны с компанией Й. Лида, уже приносившей прибыль перевозками по Северному морскому пути. Но в мемуарах Й. Лида ни о каких проектах ямальского канала известий нет. Да и зачем ему вкладывать акционерские деньги в затратное дело, которое если и окупится, то через уйму лет? Пока вполне хватает хлопот с организацией перевозок по привычным маршрутам.

В годы войны вообще никакой промышленник не станет вкладывать миллионы в канал по тундре с неясным будущим, тем более что всё приходилось делать с нуля в далекой, крайне слабо изученной, населенной немногочисленными аборигенами и совершенно не освоенной местности. Потому как золотые горы уже сейчас приносят инвестиции в производства для армии, и любой рубль вкладывается в это беспроигрышное и сверхдоходное дело. Так что, похоже, что никаких инвесторов кроме самого Носилов (выступавшего как директор-распорядитель акционерного общества для постройки канала) просто не было. А. Омельчук приводит вопрос, который задавал в то время журнал «Русское судоходство»: «Интересно знать, какой банк финансирует данное предприятие и почему произошла размолвка с его инициатором Носиловым?»

К концу 1916 года в предприятии действительно начались проблемы неясного характера. Были затрачены громаднейшие деньги и привлечен немалый административный ресурс, так как товариществу нужны были не только рабочие, освобожденные от воинской повинности, но и дефицитные материалы вплоть до радиотелеграфной станции. Из Петербурга в Омск по железной дороге была доставлена американской постройки морская яхта «Галяэлия», в Тобольске Носилов покупает шхуну «Юрибей» и фрахтует два парохода с баржей, куда грузит двухгодовой запас провизии (выделенной специальным распоряжением генерал-губернатора). Основой экспедиции стал топографический отряд инженера И. Эльпорта, который внезапно становится и главой предприятия.

Разногласия Носилов с Эльпортом вылились даже в газетную полемику. А. Омельчук счел это признаком того, что финансовый вклад самого Носилов в предприятие был не так велик, чтобы с ним считались некие таинственные основные акционеры. Однако можно предположить иное объяснение: государство, к которому Носилов пришлось обратиться за людьми и припасами (война все таки, так что деньги не решают вопросы кадров и снабжения, подмятые властями при военной мобилизации страны), решило, что чиновники все знают лучше Носилов, потому спасибо за инициативу, проект и бабки, достроим сами и получше. Носилов это разумеется не устраивало, да с 1917 года всем стало не до Ямала, хотя остатки экспедиции занимались проектом, который плавно перерос уже в советскую экспедицию на Ямал в 1921 году...

Более подробно о Константине Дмитриевиче Носилове можно узнать по следующим ссылкам: catofoldmemory.livejournal.com и ru.wikipedia.org/wiki

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Здание, побывавшее сараем

Следующий пост - Kenyérmezö, Skalmierzyce, Велес...

Просмотров: 1148 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: