Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

17:48
Было ни до войны, ни до Папы Римского...
 

В связи с известными событиями вокруг Заостровского церковного прихода сегодня приведу архивные документы, сообщающие о другом противостоянии, а именно о борьбе за соломбальский храм Мартина, Папы Римского. А участвовали в ней: с одной стороны -обновленцы, с другой - сторонники московской патриархии.
 
Архангельск-Соломбала. Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского

Последние очередную попытку завладеть храмом предприняли в сентябре 1944 года. Однако она оказалась неудачной, ибо 17 октября Архангельский облисполком принял следующее решение:

"Ввиду отсутстствия согласия верующих обновленческой общины и Совета обновленческой общины о переходе в патриаршую ориентацию в ходатайстве верующим Соломбальского района г. Архангельска патриаршей ориентации отказать."

"Отсутствие согласия" обновленцы выразили в своём заявлении, в котором говорилось:

"Нам стало известно, что некоторые верующие патриаршей ориентации, проживающие в пределах Соломбалы, подстрекаемые причтом Кладбищенской церкви на Быку, занявшимся агитацией против обновленческого направления с целью ликвидации такового, подали заявление, в котором указано ложно, что будто бы наш храм пустует, не посещается верующими, на этой основе имеют намерение занять Соломбальский Кладбищенский храм или разделить на две части.

Мы со своей стороны заявляем, что на наш храм посещается, а в Великие праздики бывает переполнен верующими, что могут подтвердить представители Советской власти, бывающие для наблюдения.

В доказательство справедливости нашего разъяснения указываем, что, если бы не было посещений храма верующими, то мы бы не могли производить текущий ремонт храма, выплачивать налоги, производить отопление, освещение и содержание причта и прочих работников храма.

Мы, имеющие легализацию и солидарное отношение к Советской власти с первых дней Революции, просим Вас и через Вас Архангельский исполнительный комитет не допустить такого ненормального явления, чтобы отобрать храм от легально существующего общества, в состав которого входят верующие Соломбальского, Маймаксанского и Приморского районов Архангельской области и в количестве десятков тысяч, обслуживаемых нашим храмом и причтом.

Разделить храм на две части мы находим недопустимым: Первое, не имеется при храме второго входа. Второе - храм Кладбищенский церкви и так бывает переполнен верующими нашей ориентации, даже при большом скоплении верующих приходится стоять вне храма.

Ввиду вышесказанного просим оставить наш храм в том же положении, в каком находится в настоящий момент, сданный государством по договору нашему обществу верующих обновленческой ориентации.

   13 октября 1944 года           Настоятель храма протосвитер (подпись неразборчива) 
                                               Священник протоиерей И. Лебедев
                                               Церковный Совет: председатель Черемная, член Каменева."

Это заявление было подано на имя уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР по Архангельской области Григория Фёдоровича Попова, который об этом факте поставил в известность облисполком.

Однако, несмотря на отказ этого органа исполнительной власти, верующие патриаршей ориентации не успокоились - в ноябре они написали новое прошение, на этот раз на имя будущего патриарха, а на тот момент Патриаршего местоблюстителя Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского:

"Вторично обращаемся с просьбой перерегистрации общины Соломбальской церкви из обновленческой в патриаршью. Первая просьба была написана патриарху Сергию, но результата нет. Просьба была от прихожан, т.к. обряды в Соломбальской церкви совершаются не обычным путем: за крестины, отпевания и тд. требуют большие деньги или хлеб, чего не может дать население.

Поэтому многие прихожане уходят из церкви, не крестив ребенка или не отпев умершего.
Просьба вернуть церковь обратно,т.к. до этого она была патриаршей. Просим убедительно вернуть церковь, т.к. прихожанам приходится ездить в город за 5 километров. В городскую церковь все прихожане тоже не могут вместиться, тогда как обновленческая пустует."

К сожалению, на этом хранящаяся в областном архиве переписка прерывается. Поэтому неизвестно, каким был ответ. Однако известно другое - вскоре церковь Мартина, Папы Римского всё же была передана приверженцам московской патриархии. Наконец-то одержавшим победу.

В дополнение к протицитированному следует сказать, что продолжавшаяся несколько лет борьба за храм велась в ту пору, когда на полях войны - "народной и священной" (как говорится в известной песне) - шла борьба иного рода - кровопролитная "с фашистской силой темною, с проклятою ордой". А победа в ней стоила нашей стране миллионов и миллионов жизней. Так что победы бывают разные.

Кстати сказать, победа сторонников патриаршей ориентации нисколько не помогла прихожанам храма - как свидетельствуют архивные документы, плата за исполнение треб (крещений, венчаний и отпеваний) не уменьшилась, а, наоборот, возросла.

Примечательно и другое: в ходе противостояния ни одна из сторон не удосужилась в своих заявлениях и прошениях привести полное название храма - церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского. Видимо, в запале борьбы за овладение храмом им было ни до войны, ни до Папы Римского.
 
Просмотров: 1238 | Добавил: Bannostrov | Теги: История церкви, История Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: