НАВОДКА ДЛЯ КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ
На днях в одном из архивных документов нашёл информацию о зарытом в период Гражданской войны на Севере денежном кладе. Этим документом является письмо председателя Труфаногорской волостной земской управы Пинежского уезда А. Федосеева и его заместителя В. Евтяева, адресованное губернской земской управе. 1 мая 1919 года они, используя применявшиеся белыми эпитеты-штампы для описания красных, в частности, сообщали:
"Наш отряд против вооруженных банд красноармейцев стоял позицией в деревне Высокой Горе нашей волости в 15 верстах от Земской Управы. 27 декабря минувшего года бандиты сделали общее наступление на Высокую Гору и Коночеры в 10 вер. от Труфановой. Ввиду сильной канонады, видимой с деревни Труфаногорской, со стороны неприятеля, в целях предотвращения и сохранения денежных сумм, вырученных от продажи продовольственных продуктов, мы, председатель Федосеев и его товарищ Евтяев, числящиеся в приходе двадцать тысяч два руб. девяносто три с половиной коп. (2002 р. 93 0,5 к.) зарыли в землю в недосягаемости от пожара.
Предостороженность оказалась не лишняя - красноармейцы утром к ряду после боя внезапно заняли Волостную Управу и Труфанову Гору, мы сами спаслись бегством, почти не захватили с собой ничего..."
В заключительной части письма говорится: "Просим Архангельскую Губернскую Земскую Управу возбудить ходатайство перед Областным Банком о принятии к регистрации после срока - когда выгонят большевиков, вырученных нами продовольственных денег".
Как известно, выгнать большевиков не удалось, а вот удалось или нет авторам письма (если уцелели в ходе войны) вернуться, хотя бы тайно, на родину и забрать деньги - неизвестно. Вполне вероятно, что не удалось. Поэтому нельзя исключать того, что денежный клад ещё ждёт своего удачливого кладоискателя...
27.11.2010 г. М.Л.
***********
КЕРЕНСКИЙ И КОКОВИН
Казалось бы, между Керенским, главой Временного правительства, по совместительству военным и морским министром, и нашим земляком Коковиным, призванным в 1915 году на Первую мировую войну, взаимосвязь весьма условная: оба жили в одно время, и первый был простому солдату высокопоставленным, но весьма далёким начальником. Однако, как свидетельствуют архивные документы, одним лишь подчинением взаимоотношения не ограничились. Так как Керенский предопределил судьбу Коковина, причём самым роковым образом.
Дело в том, что летом 1917 года Временное правительство в основном для пресечения большевистской агитации ввело в армии смертную казнь и учредило по образу царских военно-полевых судов аналогичные карательные органы. И как раз перед учрежденным Керенским судом и предстал арестованный по подозрению в агитации Коковин. А о приговоре суда рассказывает нижеприведенный, присланный штабом 20-го армейского корпуса документ:
"Одновременно с сим переводом по почте препровождаем 3 руб. 20 коп. с удержанием из них 10 коп. за пересылку, оставшиеся после смерти солдата 693 пех. полка Коковина, приговоренного военным судом на основании постановления Временного правительства, изложенного в приказе Западного фронта от 18 июля с.г., к смертной казни через расстреляние, которое приведено в исполнение в 5 часов 25 минут 1 августа с.г. Препровожденные деньги просим выдать под расписку родственнику солдата Коковину Семену Михайловичу, проживающему в г. Архангельске, посаде Луде".
Из других документов видно, что это уведомление стало единственным источником информации о судьбе солдата. Ибо никакого иного извещения не было. Зато его родственники узнали то, что вряд ли кому тогда было известно, - дату гибели фронтовика с точностью до минуты. Конечно, этот факт не облегчил их горе, а лишь утяжелил. Так как Коковин погиб от рук соотечественников. А это означало, что он стал одной из первых жертв фактически уже развязанной, в том числе по воле "социалиста" Керенского Гражданской войны.
**********
ПИСЬМО ОТ ДОСТОЕВСКИХ
Казалось бы, жизнь и творчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского никак не связаны с Архангельском: он не приезжал на Север и не собирался здесь побывать, город не упоминался ни в его произведениях, ни в дневниках. Однако благодаря хранящемуся в областном архиве документу взаимосвязь все же установить удалось.
Этим документом является письмо жены писателя - Анны Григорьевны. В нем, посланном в Архангельск 30 декабря 1875 года, говорится:
"Предпринимая в наступающем 1876 году ежемесячное издание "Дневника Писателя", состоящее из двенадцати выпусков, имею честь просить предложить Редакции Архангельских Губернских Ведомостей взаимный обмен изданий с тем, чтобы прилагаемое при сем объявление было напечатано в ближайшем № Архангельских Губернских Ведомостей, и затем столько раз, сколько Редакция найдет для себя удобным. О согласии покорнейше прошу уведомить по следующему адресу: С.Петербург, Греческий проспект, подле Греческой церкви, дом Струбинского, кв. № 6, Федору Михайловичу Достоевскому.
С истинным почтением имею честь быть Вашим покорным слугою, за Ф.М. Достоевского А. Достоевская".
13 января 1886 года на имя писателя последовал ответ: "На предложение Ваше от 30 декабря прошедшего года Редакция Архангельских Губернских Ведомостей имеет честь уведомить, что она взаимный обмен изданий согласна, почему и объявление Ваше будет припечатано в Ведомостях".
И действительно, в трех номерах газеты было помещено объявление, извещавшее о подписке "на дневник в буквальном смысле слова, отчете о виденном, слышанном и прочитанном", однако куда "могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных".
Таким образом, благодаря письму, ответу на него и объявлению подписавшиеся на издание архангелогородцы смогли ознакомиться с публицистикой и литературными трудами писателя, а Федор Михайлович - с жизнью нашей губернии.
************
МЫ ЕДЕМ В ХОЛМОГОРЫ !
Читателям газеты старшего поколения наверняка памятен снятый в 1960 году добрый и светлый кинофильм "Сережа", в котором роль Коростелева (по сценарию приходящегося дошкольнику отчимом) сыграл уже тогда известный и знаменитый актер Сергей Бондарчук. Несомненно, запомнилась и прозвучавшая в финале фильма восторженная фраза мальчика Сережи, несказанно обрадованного известием о скором переезде: "Мы едем в Холмогоры!"
Как это не покажется удивительным, но примерно такую же фразу, как правило, произносили в конце XIX века сахалинские чиновники. Такой вывод можно сделать при прочтении повествования "Остров Сахалин", написанного Антоном Павловичем Чеховым на основе его путевых записей. Совершивший в 1890 году путешествие на этот остров писатель, в частности, подметил, что тамошние чиновники, отправляясь в отпуск или уходя в отставку, очень часто именно Холмогорский уезд называли местом отдыха или дальнейшего проживания.
Странное, на первый взгляд, пристрастие объясняется тем, что проезд чиновникам заранее оплачивался. Причем куда бы они в пределах империи не ехали. Поэтому они и выбирали самую дальнюю на существовавшей тогда дорожной сети точку. И все для того, чтобы авансом получить побольше денег. А отчета о поездке за 11 тысяч верст в далекие Холмогоры от них требовали. Посему, заполучив весьма приличную по тем временам сумму они, как правило, не покидали остров. Или по крайней мере отправлялись в несравнимо более теплые места. Таким образом, в отличие от искренности юного героя кинофильма фраза "Мы едем в Холмогоры" в устах сахалинских чиновников звучала не только не восторженно, но и лукаво.
**********
ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ: НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ
История взаимоотношений власти и церкви в нашей стране сложна и многогранна. Был период, когда патриарх Никон пытался возвыситься над царским самодержавием. Совсем иное случилось при Петре I, упразднившем патриаршество и превратившем церковь в одну из ветвей властной вертикали. Не менее противоречива и история двадцатого века.
Известные ее факты можно дополнить информацией, найденной в журнале ЦК ВКП(б) "Под знаменем марксизма" (№ 8 за 1937 год). В статье, посвященной итогам обсуждения Конституции (называвшейся "Сталинской") и подготовке к выборам в Советы, сообщалось о поощрении добровольных помощников партии: "В Архангельске, например, архиерей наградил двух священников особой наградой - наперсным крестом - за "образцовую работу по разъяснению" Конституции среди населения".
Любопытна и история назначения в 1953 году нового владыки, начавшаяся после смерти в январе архангельского архиепископа Леонтия. Его обязанности по совместительству стал исполнять вологодский епископ Гавриил. Архангельские власти посчитали этот факт для области унизительным и оскорбительным. Поэтому 2 июля уполномоченный по делам Русской православной церкви по Архангельской области Окольничников писал в Москву: "По мнению областных партийных, советских организаций, а также моему, желательно иметь самостоятельного епископа по Архангельской епархии".
Осенью пришло известие о назначении владыки, принесшее не удовлетворение, а нежданные проблемы. Так как им стал Феодосий (Коверницкий), бывший (ибо проштрафившийся) епископ Черновицкий и Буковинский. Вслед за его приездом началась "украинизация" епархии: местные священники вытеснялись из богатых приходов, их места занимали земляки Коверницкого. Конечно, возникли конфликты, и во властные органы посыпались жалобы от обиженных священников и недовольных прихожан. Но на них был один ответ: "Церковь отделена от государства, разбирайтесь сами". Видимо, раз обжегшись, архангельские власти решили, что больше не стоит хотя бы в виде всего лишь пожеланий вмешиваться в дела епархии.
Более подробно узнать об упомянутом выше владыке можно узнать на странице - Епископ Феодосий (http://loshchilov.ucoz.ru/index/episkop_feodosij/0-92).