Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Автор заметки («Правда Севера», 28 марта) Виктор Старицын сообщил, что благодаря выступлению учительницы 38-й архангельской школы Т.П. Михайловой на Всесоюзном съезде работников образования (где присутствовали руководители страны) были выделены средства для окончания строительства Кузнечевского моста. Не ставя под сомнение причинно-следственную связь между выступлением Таисьи Павловны и возобновлением стройки, замечу, что соответствующее правительственное решение, точнее, распоряжение Совета Министров СССР за № 9867-р было подписано 18 июня 1951 года самим И. В. Сталиным. В этом документе говорилось:

1. Обязать Совет Министров РСФСР:
 
 а) предусмотреть в плане на 1951-1956 гг. окончание строительства моста через р. Кузнечиху в г. Архангельске и возобновить в 1952 году работы по его строительству, возложив обязанности генерального подрядчика на трест «Дормостстрой» Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР;
 
б) провести в 1951 году необходимые уточнения проектно-сметной документации на строительство моста через р. Кузнечиху в г. Архангельске в счет общего объема изыскательских и проектных работ по собственному строительству Совета Министров РСФСР на 1951 год;
 
в) обеспечить строительство моста через р. Кузнечиху в г. Архангельске металлом и тросом необходимого ассортимента и остальными обработанными деталями.

Госснабу СССР при выделении фондов на 1952 год предусмотреть обеспечение потребностей строительства указанного моста необходимыми материалами и оборудованием.

2. Обязать Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР выполнить в 1952-1953 гг. по договору с Министерством жилищно-гражданского строительства РСФСР работы по изготовлению и монтажу металлических конструкций моста через р. Кузнечиху в г. Архангельске.

                                          Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин».

Думаю, излишне объяснять, почему это подписанное главой правительства распоряжение выполнялось в те годы неукоснительно и в полном объеме. Даже последовавшая в марте 1953-го кончина вождя не помешала завершить строительство в установленный им срок - в 1956 году. Правда, при торжественном открытии моста имя Сталина не вспоминали, так как это событие состоялось уже после XX съезда. Впрочем, на митинге не произнесли и имя поспособствовавшей окончанию стройки соломбальской учительницы Поэтому полагаю, что хотя бы сейчас, то есть спустя полвека, необходимо напомнить о тех, благодаря кому Соломбала получила надежное транспортное сообщение с центром города.

                              Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 18.04.2008 г.
 
Испытание моста. Сентябрь 1956 года
http://www.gibdd29.ru/history.php
 
 
Первый трамвай в Соломбалу. 29 сентября 1956 года -
день торжественного открытия Кузнечевского моста
http://transphoto.ru/update.php?date=2008-11-15&cid=178
 
 
Кузнечевский мост и Кузнечиха. Примерно 1967-1968 года
http://www.slovodvina.ru/old_arkhangelsk.html

Вышесказанное дополню следующей информацией об истории строительства моста.

Если бы не указанные ниже обстоятельства, то его могли бы ввести в эксплуатацию не в 1956 году, а на полтора десятка лет ранее. А обстоятельства были такими:

К началу 1941 года Дебальцевский металлургический завод (Украина) изготовил для архангельского моста 750 тонн металлических пролетных конструкций. В первом квартале того же года - еще 300 тонн. Недостающие 583 тонны планировалось изготовить к 1 июля. В третьем квартале того года намечалось одновременно начать поэтапную отгрузку железнодорожным транспортом и монтаж металлоконструкций на месте, а в конце 1941 года строительство моста завершить.
 
Быки (бетонные опоры) Кузнечевского моста, возведенные до начала войны.
Фото со страницы Александра Меньшикова Вконтакте - http://vk.com/id13038341

Однако этим планам не суждено было осуществиться - началась война, и железные дороги были заняты перевозкой грузов и составов совсем иного назначения. Поэтому металлоконструкции моста остались лежать в Дебальцово. А когда немцы захватили Донбасс, то часть их вывезли в Германию. То, что не успели отправить, взорвали. Вот каким образом находившийся за сотни километров от фронта недостроенный архангельский мост пострадал от немецких оккупантов. Поэтому всю войну и вплоть до возобновления работ над водами Кузнечихи возвышались лишь одни быки (опоры), к возведению которых приступили еще в 1936 году.
 
В наши дни
http://www.arhcity.ru/?page=192/7