Наш северный край, люди, его населявшие, их обычаи и нравы издавна привлекали внимание западноевропейских путешественников.В их числе был и англичанин Стефан Грехам, посетивший Архангельскую губернию летом 1910 года. Вернувшись на родину, он решил поделиться впечатлениями об увиденном и написал книгу "Неоткрытая Россия", несколько глав которой посвящены нашему Приморью. Полагаю, что читателям газеты будет интересно ознакомиться хотя бы с одной из них, рассказывающей о жизни обитателей Боброва той поры (приводится в сокращении).
Первым селением, с которым мне пришлось встретиться в Архангельской губернии, была Боброва гора. Это куча изб, расположенных на глинистом обрыве над Северной Двиной. Я нанял квартиру в доме меховщика. Так как русские не гонятся за чистотой, я ожидал встретить очень грязное помещение, но, к своему большому удивлению, я очутился в хорошо содержащейся, опрятной спальне с чистым полом и стенами; там стояла высокая кровать, на ней подушки, перина и шитое из лоскутов одеяло.
Рядом с дверью, ведущей ко мне, находилась кухня с печью, здесь же, на расположенном, на полу матраце, спала служанка. На чердаке надо мной было навалено сено и солома, сложены сети, топоры, ружья, на веревках развешены для проветривания шкуры: медвежьи, волчьи, нерпичьи. Там же, на кровати, устроенной наподобие громадной конуры с крышей и заложенной со всех сторон сеном и соломой, спали хозяин с женой. Чтобы вползти в нее сбоку, было сделано небольшое отверстие вроде прохода в нору или берлогу. Хозяева любила эту кровать - она защищала их от укусов комаров.
Здесь также покупались меха. Крестьяне постоянно приносили шкуры убитых зверей, старались продать их через Епифанова - таковой была фамилия моего хозяина. Внизу в кухне хозяйка шила меховые туфли, пимы, бахилы, малицы. Хозяева были богатой парой, так как всегда были завалены работой, не пили водки и не имели детей - очень редкое здесь исключение, ибо архангельский мужик пьет как рыба и не может жаловаться на недостаток в детях.
В Боброве в каждом доме есть корова. Коровы проводят все лето на большом острове на Двине. Весной они переплывают туда, а в осеннюю пору возвращаются обратно.
Однажды я разговаривал с местной бабой о духовном состоянии деревни. "Народ больно груб, - сказала она. - Вероятно, потому что мало совершается церковных служб". Я возразил: "Но у вас такая прекрасная церковь. Я было думал, что все вы очень религиозны".
"Да, барин, церковь-то у нас есть, но она всегда закрыта, так как нет священника. Мы постройку церкви начали давно, а когда она была готова, все почувствовали себя очень счастливыми, устроили большой праздник, на который пригласили крестьян из Трепузова, Лявли и Коскова. В конце концов все ужасно перепились. Худшего праздника я не припомню".
- И после всего этого в вашей церкви богослужения не совершаются? - спросил я сочувственно. "Мы думали иметь своего священника, но вышло по-иному. Мы должны зависеть от косковского. А ему приходится совмещать обе деревни, но так как он часто бывает пьян, ему трудно исполнять службы хотя бы в одном приходе. Так что ему не до нас".
- И он никогда к вам не приходит? - спросил я. "Совсем никогда. Приходится в телеге привозить, когда есть умирающий или на свадьбу".
Подготовил Михаил ЛОЩИЛОВ
Статья была опубликована в газете "У Белого моря" 11.04.2003 г.