Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Государственный архив Архангельской области, ф. 2063, оп. 9, д. 258, л. 74

РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
8 июля 1950 г.
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
облисполком т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за II квартал 1950 года
Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
 
По состоянию на 1 июля 1951 года в области количество действующих церквей не изменилось, имеется церквей и молитвенных домов 32, в т.ч. церквей в типовых зданиях - 30, молитвенных домов - 2.
Из-за отсутствия священников не функционируют 4 церкви и один молитвенный дом, из них: .Вознесенская церковь, Хачельский сельсовет Онежского района с 15 февраля с.г.; 2. Христорождественская церковь, Вешкурский сельсовет Сольвычегодского района с 27 февраля с.г.; 3. Никольская церковь, Тихманьгский сельсовет Каргопольского района с 2 марта с.г.; 4. Ильинская церковь, с. Шильда Каргопольского района с 29 мая с.г.; Никольский молитвенный дом, Селянский сельсовет Вилегодского района.
 
В настоящее время всего имеется священников - 31, дьяконов - 4. За отчетный период вновь прибыл в Архангельскую область священник Попов Степан Александрович, из г. В.Устюга. Епископ Леонтий назначил Попова настоятелем Соломбальской церкви, освободив от настоятельства священника Гольчикова за слабое ведение церковного хозяйства, оставив Гольчикова священником этой же церкви, а священника Попова Ивана Трофимовича вторым священником Всехсвятской церкви г. Архангельска.
Протодиакон Ильинского собора г. Архангельска Хотеновский Александр Васильевич, получив подъемные деньги в сумме около 3000 руб., сбежал в гор. Петрозаводск. В отремонтированный молитвенный дом Ширшенского сельсовета города Архангельска назначен Кузьмин Иван Дмитриевич, рождения 1875 г., окончивший Архангельскую духовную семинарию, с 1945-46 гг. служил священником Сретенской церкви Заостровского сельсовета Исакогорского района г. Архангельска, в 1946 году по болезни ушел за штат, а теперь снова назначен священником. Выбыл за штат священник с. Шильды Каргопольского района Зотиков Павел Тимофеевич.
 
Во втором квартале на приеме у меня был епископ Леонтий 5 раз, главным образом о назначении священников в приход. В одно из посещений он сообщил, что священник Вилегодской церкви Мелентьев ему жаловался, что председатель Вилегодского райисполкома тов. Доставалов под предлогом карантина на тиф запретил ему совершать церковную требу в пасху и ходить по домам по просьбе верующих для совершения религиозных обрядов. По моей просьбе секретарь облисполкома т. Шергин указал т. Доставалову на его неправильные действия.
 
Была на приеме казначей Заостровской церкви Исакогорского района г. Архангельска с жалобой на председателя колхоза "Красный огородник" Истомина о том, что он ей не разрешает быть казначеем, как колхознице его колхоза. По моей просьбе председатель Исакогорского райисполкома т. Соболев разъяснил т. Истомину о его неправильных действиях.
 
В религиозные праздники "Пасха", "Вознесенье" и "Троицу" было в церквях, особенно в г. Архангельске, значительное число верующих, так в Пасху в г. Архангельске было более 2500 верующих, в том числе
молодежи до 15 %, при этом юноши и девушки приходили в церкви не молиться, а интересовались, "что делается в церкви". Постояв в церкви немного времени, уходили в клуб на танцы. Праздники "Пасха", "Троица" сельским населением были использованы как повод устройства семейных вечеров со спиртными напитками. Празднество продолжалось 2-3 дня. В Архангельской области в это время проходила посевная кампания.
 
В г. Каргополь на Троицын день съехались из сельсоветов района до 1000 человек. В этот день церковь Каргополя посетило не менее 400 человек. Со стороны культпросветучреждений г. Каргополя не было
организовано развлечений, кино, выступлений самодеятельности и т.д., поэтому съехавшиеся на Троицу занимались пьянством, продолжавшимся два дня.

Имеются случаи, когда верующие, несмотря на отсутствие священника, собираются на кладбище и устраивают поминки по умершим. Так, в с. Черевково в "девятую пятницу", 17 июня, собралось на кладбище до 1000 человек. С этой целью председатели колхозов "По пути Ильича", "Красная поляна" и других освободили колхозников от полевых работ, дали лошадей (кладбище от нас. пунктов находится в 6 километрах) и колхозники со специально приготовленным печеньем и водкой отправились на могилы
умерших поминать. Сельпо на кладбище в этот день открыло палатку по продаже вина, пряников и конфет. Присутствовали председатели колхозов.
 
Надо отметить, что местные советские и партийные органы плохо изучают состояние религиозности в районах, считают это делом бесполезным. Когда обращаешься к председателю райисполкома с вопросом, как ведут себя верующие, то получаешь ответ: "отвяжись со своими попами..." Председатель Сольвычегодского райисполкома т. Ильин ответил: "Буду я заниматься церквями, у меня и без них хватит дел". Между тем, в Сольвычегодском районе разрешено открыть три церкви.

В этом же районе в Вешкурском сельсовете священник действующей церкви Образцов был переведен епископом, по его просьбе, в другой приход. Сольвычегодский райком ВКП(б) и райисполком решили
закрыть церковь. С этой целью образовали комиссию в составе трех человек: председатель - начальник райотдела УМГБ тов. Лохов, председатель отдела пропаганды райкома ВКП(б) и председатель
Вешкурского сельсовета т. Травникова И.А. Собрав 150 заявлений, при этом из числа двадцатки подано только три заявления. По домам верующих ходили сельские активисты и собирали заявления о закрытии церкви, при этом заранее были написаны заявления, верующему оставалось только подписаться. Всего собрано за три дня с 20 по 23 марта 150 заялений. Комиссия, довольная успехом сбора заявлений, уехала в райцентр. На другой день после отъезда комиссии группа верующих Вешкурского сельсовета пишет заявление епископу Леонтию о посылке нового священника...

О принятии незаконных мер со стороны райкома ВКП(б) и райисполкома мною доложено секретарю облисполкома тов. Шергину и секретарю обкома ВКП(б) тов. Дедушкину.

Со стороны ряда райисполкомов поступают ходатайства о сломе исправных церковных зданий на кирпич, крайне нужный для строительства мастерских МТС, для ремонта школ, больниц. Райисполкомы идут по наименьшему пути, хотят необходимый кирпич получить от слома церковных зданий, а производством
кирпича на месте не занимаются. По этому вопросу по моей просьбе облисполком дал задание облплану разработать мероприятия по выработке кирпича каждым райисполкомом для своих нужд.

Районные советские и партийные организации не знают, что делают священники и не придают некоторым действиям политической оценки, например, священник Красноборской церкви Жохов во время выборов в Верховный Совет СССР 12 марта явился в правление колхоза "Север" и заявил председателю колхоза
Бекрешеву, что он не поедет голосовать до тех пор, пока ему колхоз не даст лошади для поездки для голосования на избирательный участок, последний находится от квартиры Жохов в 6 километрах. Правление колхоза "Север", желая, чтобы все проживающие на территории колхоза проголосовали на 100 процентов, испугавшись, что не будет голосовать один человек (священник), дали Жохову худенькую лошадь, запряженную в дровни, он отказался от этой лошади, потребовал более лучшую лошадь, запряженную в дровни. Просьбу Жохова удовлетворили, хотя все здоровые колхозники ходили голосовать пешком. Жохов здоров, крепок, едет на лошади голосовать...

О таком поведении Жохова не знал ни председатель Красноборского райисполкома т. Сухляев, ни секретарь райкома ВКП(б) т. Пищалкин до тех пор, пока я им не сказал. Все сказанное потверждает, что районные советские и партийные организации плохо занимаются изучением состояния религиозности насления района.

За отчетный период я был на приеме у председателя облисполкома т. Минина, у секретаря обкома ВКП(б) т. Дедушкина, у секретаря горкома ВКП(б) т. Ботыгина и северетаря облисполкома т. Шергина. Был в командировках по вопросам церквей 27 дней.

Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
А. Окольничников.