Государственный архив Архангельской области, ф. 2063, оп. 9, д. 283
л.7
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
8 января 1951 г.
При ответе ссылаться на наш № 2с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
В облисполком т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за IV квартал 1950 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
л.7
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
8 января 1951 г.
При ответе ссылаться на наш № 2с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
В облисполком т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за IV квартал 1950 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
По состоянию на 1 января 1951 года количество действующих церквей в области числится 27 и один молитвенный дом, уменьшилось в сравнении с количеством церквей на 1 января 1950 года на 3 церкви и один молитвенный дом. В IV квартале 1950 года мною сняты с регистрации церкви:
1) Вознесенская церковь, дер. Пиала Хачельского сельсовета Онежского района; в настоящее время в Онежском районе функционирует 3 церкви.
2) Христорождественская церковь, дер. Б. Степановская Вешкурского сельсовета Сольвычегодского района; в Сольвычегодском районе функционирует две церкви.
3) Никольская церковь, село Данилово, Тихменгский сельсовет Каргопольского района; в Каргопольском районе функционирует три церкви.
4) Никольский молитвенный дом, Селянский сельсовет Вилегодского района; в Вилегодском районе функционирует одна церковь.
Все вышеуказанные церкви и один молитвенный дом мною сняты с регистрации за отсутствием священников более 9 месяцев. Указанные церкви мною сняты с регистрации до получения постановления Совета от 16 ноября 1950 года.
Следует отметить, что епископ ни разу не поднимал передо мною вопроса о назначении священников на свободные приходы. От верующих снятых церквей с регистрации не поступало ко мне заявлений об открытии церквей.//
л.8
Общее количество священников на 1 января 1951 года по области числится 33 и диаконов 3, из них в городах священников 15, диаконов 3, а в сельской местности священников 18.
Несмотря на то, что количество церквей в 1950 году уменьшилось на 4, количество же священников на 1 января 1951 года не изменилось, это объясняется тем, что длительное время не были замещены свободные места священников, так, например, в Кузнечевской церкви г. Архангельска по штату должно быть два священника, а был все время один священник, в настоящее время в этой церви два священника, в Соломбальской церкви г. Архангельска длительное время был один священник, в настоящее время два священника.
В случае появления вновь отдельных служителей культа, епископ Леонтий в первую очередь назначает их в церковь города. Вот почему количество священников в церквах города в 1950 году увеличилось на 2, если по состоянию на 1 января 1950 года в городе было 13 священников, то на 1 января 1951 года стало 15, в то же время в 1950 году количество священников в церквах сельской местности уменьшилось на два. В 1949 году длительное время не было священников в церквах сельской местности: с. Ненокса Беломорского района, с. Виледь Вилегодского района. Епископ Леонтий в начале 1950 года перевел священников из других приходов.
В 1950 году убыли священники из области:
1. Супаков А. - священник Ошевенской церкви Приозерного района - находится в заключении.
2. Попов Н.И., священник дер. Пиала Хачельского сельсовета Онежского района - умер от болезни сердца.
3.Жохов В. - священник Устьевской церкви Красноборского района епископом Леонтием переведен на приход в Коми АССР.
В этом году прибыли в область священники:
1. Попов Ст.А. прибыл из г. В. Устюга Вологодской обл., рождения 1885 г., окончил б. духовную семинарию, служил священником с 1907 г., не судим.
2. Кузьмин Иван Дм., проживал и находился за штатом в городе Архангельске, в настоящее время служит священников в Ширшинском молитвенном доме. Кузьмин И.Д. рождения 1875 г., окончил духовную семинарию, не судим.//
л.9
3. Епископом Леонтием в связи с переводом священника Жохова в церковь Коми АССР, посвящен в сан священника диакон Устьевской церкви Красноборского района Костылев Иван Александрович, рождения 1889 года. По паспортному режиму органами милиции Костылев в 1949 г. был выслан из г. Архангельска в Красноборский район, где в настоящее время служит священником Устьевской церкви.
В 1950 году убыло из области три священника и вновь принято епископом три священника.
В IV квартале 1950 г. не было епископом Леонтием принято ни одного священника, хотя священник из Эстонской ССР Когер Николай Михайлович упорно добивается назначения его священником в Ильинский собор г. Архангельска.
В IV квартале епископ Леонтий посвятил в диаконы и назначил в Лазаревскую церковь г. Онеги Торицина Алексея Максимовича, рождения 1880 года, образование низшее, служил псаломщиком с 1945 по 1949 год. В 1930 году привлекался по 58 ст. пункт 10 УК, но областным судом был оправдан. До решения суда был в заключении 7 месяцев.
Из сведений о православном духовенстве, состоящем на регистрации по состоянию на 1 января 1951 года, видно, что значительное количество духовенства имеет престарелый возраст, так, старше 55 лет - 31 человек, от 41 до 55 лет - 4 человека и до 40 лет - 2 человека, особо следует отметить, что священников старше 65 лет 16 человек.
В IV квартале был у меня на приеме епископ Леонтий 5 раз преимущественно по вопросу перевода священников из одного прихода в другой.
При одном посещении епископ Леонтий жаловался мне на церковный совет и религиозную комиссию Соломбальской церкви, так как последние не желают, чтобы настоятелем был вновь прибывший священник из г. В. Устюга - Попов Ст. "Попов Ст. уже стар, не может ходить и исполнять церковные обряды на дому по просьбе верующих. Кроме того, он часто служит пьяным", говорили члены церковных органов. В дополнение этого церковный совет и ревизионная комиссия предъявляют обвинения к настоятелю Соломбальской церкви Попову и бухгалтеру Кобылину на недостачу денег в сумме более 20 тыс. руб. Со стороны епископа было назначено две ревизии, но точной суммы не выявлено, ввиду запутанности бухгалтерии. Церковный совет уволил бухгалтера Кобылина, а епископ Леонтий ответил на жалобу церковным органам: "Если они имеют данные о присвоении средств, подавайте заявление на виновных в суд".
Я во взаимоотношения церковных органов со священником Поповым Соломбальской церкви не вмешиваюсь.//
л.10
В IV квартале были у меня на приеме служители культов - 4 чел. по вопросам регистрации.
Был на приеме верующий села Емецка Емецкого района Пальмин М.П. об открытии церкви в Пиньгишском сельсовете, при этом никакого письменного заявления от группы верующих об открытии церкви у него не имелось. В беседе со мной он заявил мне, что его никто не уполномачивал. "Сегодняя я был в церкви на Быку в г. Архангельске, ну, у меня и явилась мысль почему бы у нас в сельсовете не открыть церковь". Церковное здание в Пингишенском сельсовете с 1937 года переоборудовано и занято под клуб. Я ему разъяснил, что церковное здание переоборудованное и занятое под культурное учреждение нельзя предоставлять под храм. Моим разъяснением он удовлетворился.
Была на приеме бывшая церковным старостой в Княжестровской церкви Холмогорского района Павловская П.И. с жалобой на быв. настоятеля церкви Попова И.Т., что она не может с 1948 года за исполнение обязанностей старосты получить 100 рублей. Для разрешения этого вопроса я ее направил к благочинному Вотчинскому.
Приходила на прием бывший псаломщик Богоявленской церкви Котласского района Кислякова о назначении ей пенсии, так как по ее словам работала в церкви более 25 лет. Я ей посоветовал по этому вопросу обратиться к епископу Леонтию.
Заявлений от групп верующих об открытии вновь церквей в IV квартале не было.
Необходимо отметить, что за три квартала 1950 года заявлений об открытии церквей было всего 5, из них об открытии Васильевской церкви Удимского сельсовета Котласского района было три заявления. За 1949 год было подано заявлений об открытии церквей - 11. По всем заявлениям в просьбе отказано.
Заметного уменьшения посещаемости действующих церквей городов не видно, особенно в религиозные праздники, так, например, 19 декабря с.г. как и в прошлом году, несмотря на рабочий день, в 3-х церквах города Архангельска было до 1800 человек, в то время как в непраздничные дни в указанных церквах бывает верующих не более 100.
Значительное количество верующих бывает в указанных церквах г. Архангельска 14 октября в "покров день". Посещают церковь преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, есть крайне небольшая часть молодежи. Мужчины, преимущественно старшего возраста, посещают церковь немного, примерно до 2% всех молящихся.//
л.11
При этом следует отметить,если ранее были отдельные случаи посещения церквей городов офицерами Советской Армии, студентами институтов и техникумов, то в настоящее время, как уже было сказано, церковь в городах посещают преимущественно женщины престарелого и среднего возраста, следовательно изменился состав верующих.
Кроме того необходимо учесть ежегодный прирост населения городов, а количество церквей не изменяется, следовательно процент верующих к общему числу населения уменьшается.
В 1949 году при санитарном осмотре учащихся школ г. Архангельска выявлялись случаи ношения учащимися нательных крестиков, а при санитарном осмотре учащихся в IV квартале 1950 г., по заявлению зав. гороно т. Васильева, таких случаев не обнаружено.
Крещение детей старшего возраста очень редкие случаи, крестят преимущественно новорожденных детей.
Венчание в церквах совершаются крайне редко, например, всего по области в 1948 году было 158 венчаний, а в 1949 году - 102, за три квартала 1950 года всего 37, в то время как зарегистирировано браков в ЗАГСе по районам и городам, где имеются действующие церкви: в 1948 г. - 5742, в 1949 году - 6529, а за 3 квартала 1950 г. - 5010 (сведения из ЗАГСа за 1950 год в целом поступят в конце января 1951 года).
Однако на посещаемость церквей городов влияют отдельные моменты, затрагивающие материальную заинтересованность верующих, так, например, 26 декабря 1950 г. в магазинах г. Архангельска продавали белую муку, в этот день в Ильинском соборе на литургии было всего 2 человека. "Бог-то бог, да сам не будь плох", говорят отдельные верующие.
В сельской местности церковь посещает небольшое количество. Это подтверждается как работниками райисполкомов и сельсоветов, также церковными органами и священниками. Со стороны отдельных священников поступают заявления об уходе их приходов из-за малой доходности прихода и малой посещаемости церкви, так священник Богословской церкви Ошевенского сельсовета Приозерного района Фадеев А. подал заявление такого содержания: "Настоящим прошу Вас тов. Уполномоченный зарегистрировать в должности священника в церковь Прилуки Онежского района.
Мотивы к сему следующие:
1. Крайне слаб экономический приход. Народ неревностен к религии и индеферентен.
2. Жалование 300 руб.в месяц выплачивается с трудом и неаккуратно.
3. Посещаемость храма в праздники низкая, примерно 10-15 человек. Морально и материально продолжать здесь служить нежелательно.
К сему священник Арсений Фадеев. 6.XI-50 г."//
л.12
Фадеев не получив разрешения епископа, выехал в гор. Кострому для поступления священником в одну из церквей. Там его не приняли и он снова вернулся в Ошевенский сельсовет. Справки о регистрации он мне не сдавал, а епископ Леонтий Фадеева в Прилуки не переводит, так как там имеется священник Разов.
На небольшую посещаемость церкви и малую доходность прихода недоволен священник Ладыгинского сельсовета Каргопольского района Посадсков А. Ст. Он заявил: "Верующие в церковь перестали ходить. В воскресные и праздничные дни бывает 2-3 человека, а в отдельные дни ни одного человека. Назначенную зарплату не получаю, приходится ходить по домам верующих собирать подаяния.". - Посадсков собирается уходить за штат.
Слабо посещают верующие церковь в В. Матигорском сельсовете Холмогорского района,в Княжестровском сельсовете того же района. В отдельные праздничные дни бывает 7-8 человек.
Отдельные служители культа не пользуются авторитетом среди верующих, например, б. староста Введенской церкеви Княжестровского сельсовета Холмогорского района Павловская П.Ив. при одном посещении сказала: "Только будучи церковным старостой я убедилась, что священники обмащики, им ничего верить нельзя". Быв. настоятель церкви Попов И.Т. (в настоящее время Попов служит вторым священником в одной из церквей г. Архангельска) два года обещал мне заплатить 100 руб. Ходила я за деньгами к Попову и благочинному Николаю Вотчинскому. Всюду мне говорили, что сейчас нет денег, подожди, заплатим, в то же время я видела, как священник Попов на церковные деньги пьянствует, зачастую валяется на улице. Однажды верующей соседке, показывая на пьяного священника Попова, я сказала: "вот ты несешь в церковь последние копейки, а он на твои деньги пьянствует. Соседка с этого дня престала ходить в церковь. Я тоже уже более года ничего не имею с церковью".
Священник Онежской церкви Руденко вызвал недовольство части верующих прихода самовольным расходованием церковных средств, не считаясь с мнением церковного совета и ревизионной комиссии.
Верующие терпят таких священников, потому что епископ Леонтий просьбу их о замене не удовлетворяет.
Верующие стараются сохранить действующую церковь. "Каков бы не был священник, лишь бы служил". Так говорят отдельные верующие.
Большинство священников сельской местности, несмотря на небольшие доходы, остаются в приходах. Зарплату получают они небольшую от 200 до 500 руб. в месяц. В го//
л.13
родах священники получают зарплату от 2000 до 2500 руб. в месяц. Кроме того получают за совершение религиозных обрядов на дому верующих до 400 руб. Из церквей городов священники из приходов никуда не уходят, т.к. они материально обеспечены.
Доходы всех церквей в 1950 году уменьшились в сравнении с 1949 годом на 250 тыс.руб. В 1950 году они составили по области 2 670 700 руб., при этом доходы 10 приходов города составляют 2 080 000 руб. или 78% доходов церквей, на селе составляют 22%.
В 1950 году низкие доходы церквей на селе: Ошевенский Приозерного района - 6350 руб., с. Каменка Онежского района - 7000 руб., с. Луда Беломорского района - 9000 руб.
Наивысшие доходы церквей на селе: Устьевской Красноборского района - 120000 руб., Кивокурской Черевковского района 48000 руб. и т.д.
Наивысшие доходы церквей городов в 1950 году: Ильинский собор г. Архангельска - 770 тыс.руб., Соломбальской церкви - 400 тыс.руб., г. Котлас - 290 т.р., г. Вельск - 140 тыс.руб.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что в области религиозность среди некоторой части населения имеет место, это показывает посещаемость церквей верующими, совершение религиозных обрядов (крещение, отпевание умерших, поминки и изредка венчание), упорное стремление верующими, где имеются священники, сохранить действующую церковь и доходность приходов. Вместе с тем в IV квартале 1950 г. отсутствуют заявления от групп верующих об открытии вновь церквей.
В парткомиссии обкома ВКП(б) в IV квартале поступило два дела на членов ВКП(б), совершивших религиозный обряд крещения детей: 1) Севастьянов Николай Федорович, 1913 года рождения, член ВКП(б) с 1939 года, работает токарем В. Тоемского сплавного участка. Севастьянов за крещение в церкви трех детей В.Тоемским райкомом ВКП(б) исключен из рядов ВКП(б).
2) Коренев Михаил Васильевич, рождения 1913 года, член ВКП(б) с 1945 года, работает мотористом В. Тоемского сплавного участка, т. Коренев также райкомом ВКП(б) исключен из рядов партии.
Привлечение к ответственности членов ВКП(б) за совершение религиозных обрядов крайне небольшое количество.
Взаимоотношения с епископом нормальные, епископ ко мне обращается преимущественно по вопросам регистрации священников или перевода их из одного прихода в другой.//
л.14
Со стороны отдельной части верующих Соломбальской церкви и Ильинского собора г. Архангельска есть недовольство епископом на его слабохарактерность и неудовлетворения жалоб на увольнение неугодных священников, например, длительное время епископу Леонтию жалуется часть верующих на настоятеля Соломбальской церкви Попова Ст., на его дружбу с бухгалтером церкви Кобылиным, который запутал всю финансовую отчетность церкви.
В последнее время есть анонимная жалоба на епископа Леонтия патриарху по вопросам его участия на свадьбе ипподиакона Астафьева, привезенного епископом из Одессы. Епископ Леонтий обещал Астафьеву посвятить его в диаконы Ильинского собора с условием женитьбы. Настоятелем Ильинского собора Ненарокомовым была найдена невеста, одна из железнодорожниц г. Вологды, ходившая молиться в церковь. На свадьбе Астафьев плясал в подряснике, с папиросой в зубах. Епископ Леонтий, настоятель Ненарокомов и др. аплодировали Астафьеву. Средства на свадьбу были израсходованы из средств Ильинского собора. По данному вопросу патриарх потребовал объяснение от епископа Леонтия.
Епископ Леонтий очень недоволен. что в патриархии верят анонимным письмам и требуют письменного объяснения. "Из-за этого я сегодня не спал целую ночь. Вообще в патриархии меня не ценят, я служил священником 51 год, да епископом 7 лет, а меня ничем не отметили".
У епископа я ни разу не был. В IV квартале 1950 г. я был на приеме у секретаря Облисполкома т. Шергина 3 раза, у зам. зав. отделом агитации и пропаганды Обкома ВКП(б) т. Чирухина 2 раза, у члена парткомиссии Обкома ВКП(б) т. Соловьева 1 раз.
В начале IV квартала с.г. я был 10 дней в командировке по линии Облисполкома на Соловецких островах, а затем полтора месяца болел, да и сейчас еще не совсем поправился. Из-за болезни я не мог присутствовать на кустовом совещании уполномоченных Совета в г. Ленинграде. Прошу Совет выслать мне итоги совещания для руководства в работе.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Архангельской области А. Окольничников.