Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

 Газетные публикации разных лет, так или иначе посвященные истории архангельского трамвая.
 

ЛИХОЙ НАЕЗДНИК
(газета "Архангельск", 21.01.2001 г.)


В начале уходящего столетия проезжая часть главной магистрали Архангельска - Троицкого проспекта - была не менее широка, чем сейчас. Поэтому, учитывая и то обстоятельство, что количество имевшихся в городе транспортных средств не превышало нескольких десятков, можно предположить, что риск возникновения аварийных ситуаций на проспекте в те годы был минимален. Однако тогда находились те, кто умудрялся на пустынной по нынешним меркам магистрали не разъехаться с двигавшимися навстречу. Об одном таком лихаче рассказала своим читателям в марте 1918 года архангельская газета "Северный день".
 
"В воскресенье, 3 марта, по Троицкому проспекту между Успенской и Финляндской (ныне Логинова и Попова - М. Л.) улицами ехал верхом на лошади пограничник Беломорского пограничного района гражданин Митрофанов. Навстречу ему мчался трамвай (вагон № 14). Так как трамвай и всадник неслись, видимо, по одному и тому же рельсовому пути, то произошло столкновение.
 
Удар был настолько силен, что гражданин Митрофанов прошиб стекло и влетел в вагон, причем с места сдвинулся контрольный аппарат, был разбит буферный фонарь и помята наружная стенка трамвая.
Лошадь отделалась одним испугом да небольшим ушибом, а гражданин Митрофанов с разбитым в кровь лицом и переломленной ногой был отправлен в военный лазарет для излечения".
 
                                                                              Подготовил Михаил ЛОЩИЛОВ 
 
 

САМЫХ КРАСИВЫХ ИЩИТЕ В ТРАМВАЕ
(газета "Архангельск", 12.02.2000 г.)


Примерно два месяца назад, в вагонах архангельских трамваев появились объявления о приеме на работу кондукторами женщин не моложе 20 лет. Судя по тому, что эти объявления не сняты до сих пор, желающих заполнить вакансии не так уж много. Однако в истории Архангельска так было не всегда.
85 лет назад, в августе 1915 года, похожие объявления были напечатаны во всех местных газетах. Они вызвали огромный интерес, потому что профессия кондуктора считалась престижной, да и найти работу женщине в переполненном эвакуированными городе (шел второй год войны), было не просто. Тем более, что работа, что называется негрязная и прилично оплачиваемая.
 
Именно поэтому архангелогородки, которые успели записаться на курсы, должны были благодарить городские Думу и Управу, надумавших поступить весьма нетрадиционно. Дело в том, что первоначально в России и за рубежом, кондукторами работали исключительно мужчины.
 
Газета "Северное утро" в те дни писала, ратуя за нововведение: "Вы знаете, что такое трамвайный кондуктор, особенно зимой? - в переполненный вагон вваливается туша в трех тулупах с кошелем через плечо, которая неуклюже пробирается вдоль вагона. Вы подальше прячете под скамейку свои ноги с любимыми мозолями. Слышится сиплый, простудный голос, запах тулупа, смазанных сапог, махорки, иногда и крепкое словцо, фи!...
 
Но наш муниципалитет задался целью блеснуть перед нами, северными неотесами, своим трамваем. Подумайте, этого нет даже в Париже: трамвай будет обслуживаться кондукторской бригадой, состоящей из самых красивеньких женщин Архангельска. Вы только представьте себе: к вам приближается изящная фигурка женщины в форме и вы уже не стараетесь отодвинуться, а наоборот... Джельтмены,приподнимая котелки, стараются быть предупредительными, говорят любезности. В вагоне смех и разговоры. Вы в хорошем настроении выходите из вагона и идете в свою кантору. Составляя какую - нибудь скучную бумажку, вы нет - нет, да вспомните фигурку и перед вами всплывет милое раскрасневшееся от мороза личико кондукторши..."

За прошедшие восемь с половиной десятилетий архангельские женщины - кондукторы не стали менее изящны и привлекательны, но их профессию вряд ли кто назовет престижной, да и отношение к ним пассажиров и непосредственного начальства не такое предупредительное и любезное.

Как - то я случайно разговорился с кондуктором, безуспешно пытавшейся своим дыханием согреть окоченевшие пальцы. Сочувствуя,я поинтересовался: - Почему для обогрева в вагонах не установят электропечи? Раньше же были чуть не под каждым сиденьем. - Установить - то их установили. В этом вагоне, например, шесть штук, но вот когда подключат? Не спешат, видимо, ближе к лету... - А почему начальству не жалуетесь? - Бесполезно! У него один ответ: не нравится - увольняйтесь, новых наберем!
Что ж, при таком отношении к кондукторам вышеупомянутые объявления будут висеть в вагонах бесконечно...