Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Немного переиначить слова известной песни позволила сохранившаяся до наших дней афиша


"Синий платочек" и "Утомленное солнце"... Конечно, не все читатели газеты помнят тексты этих песен, но многие по первым нотам сразу же узнают их мелодии. Однако автор музыки к ним - композитор Ежи Петерсбурский (Jerzy Petersburski) - не столь известен. Как малоизвестен и тот факт, что эти ставшие еще до войны популярными мелодии в 1940 году в авторском исполнении звучали непосредственно у нас - в Архангельске и Молотовске (Северодвинске). Впрочем, обо всем по порядку.

20 апреля 1895 года в Варшаве, находившейся в то время в пределах Российской империи, в еврейской семье Паулины и Якуба Петерсбурских родился сын, вскоре нареченный именем Ежи. Его будущее было предопределено: мать, сестра и брат - пианисты, второй брат - скрипач, брат матери - Альфред Мелодиста - композитор. Поэтому после школьных уроков он спешил домой на ежедневные занятия на фортепиано.

Обучение продолжилось сначала в Варшавской консерватории, затем в Вене, где Ежи совершенствовался уже как дирижер. Но планы посвятить себя серьезной музыке изменила встреча со знаменитым "королем оперетты" Имре Кальманом, который убедил заняться песенным творчеством. И был прав - большинство написанных молодым композитором танго сразу же стали широко известными как в Польше, так и за ее пределами. Например, «О, донна Клара», «Ты сам мне говорил», «Ты и эта гитара», которые и по сей день звучат в самых престижных концертных залах.

Ежи Петерсбурский

Самым же популярным стало танго "Последнее воскресенье". Причем настолько, что в 1937 году в СССР вышла пластинка под названием "Расставание" с записью музыки Петерсбурского в аранжировке Александра Цфасмана. При этом к ней поэтом Иосифом Альвеком был написан новый текст. Так и появилась постоянно звучавшая в довоенное время на концертных и танцевальных площадках и в радиоэфире песня "Утомленное солнце".

В сентябре 1939 года по мобилизации - в связи с нападением Германии на Польшу - Ежи Петерсбурский был призван в армию. Но в том же месяце он, как и большое число его соплеменников, оказался на территории, вошедшей в состав СССР. А вскоре, получив советское гражданство и став Юрием Яковлевичем Петерсбурским, возглавил Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР, почти полностью набранный из бывших польских подданных. Для своего коллектива Ежи Петерсбурский и написал вальс "Синий платочек".

Спустя полгода он вместе с родным братом Станиславом и двоюродным - Генриком Гольдом (Хенриком Голдом), также ставшими советским гражданами, создали при Белостокской областной филармонии "Оркестр Петерсбурского и Гольда", который за оставшееся до войны время побывал с гастролями в большинстве крупных городов СССР, в том числе в октябре 1940 года - в Архангельске и Молотовске.

Безусловно, выступления джаз-оркестра стали важным событиями в культурной жизни обоих городов. Ибо фактически впервые их жители ознакомились с европейскими и американскими джазовыми композициями, с незнакомой дотоле, по сути, западной манерой их исполнения солистом оркестра Станиславом Ляндау (Ландау). Таким образом, архангелогороцы и молотовчане увидели и услышали то, что совсем недавно - в 1937-м - было немыслимым.

Сохранившимся до наших дней тому свидетельством является афиша, приглашавшая жителей молодого города у Белого моря прийти 28 и 29 октября 1940 года в городской театр на концерты джаз-оркестра и выступления других перечисленных в ней артистов. Среди них была и принятая Петербургским в оркестр выпускница Московской консерватории Зоя Ларченко, в исполнении которой северяне, конечно же, услышали и "Утомленное солнце", и "Синий платочек".

Зоя Ларченко

Скорее всего, в концертах прозвучала и мелодия танго "Стелла" ("Уж никогда"), на которую, по мнению многих, в 1943 году Михаилом Исаковским были положены слова знаменитой фронтовой песни "Огонек" ("На позиции девушка провожала бойца...")

В первые дни войны джаз-оркестр Гольда и Петерсбурского был эвакуирован в Сибирь, но его руководители пробыли там недолго - в связи с началом формирования в Северной Африке польской армии они оказались в Каире, где Ежи Петербурский стал работать на радио.

А после войны жил и выступал в Южной Америке: в Бразилии, Аргентине и Венесуэле. Более чем четвертьвековое пребывание на чужбине завершилось в 1967-м, когда композитор вернулся в Варшаву, где и прожил до своей кончины в 1979 году.

В заключение следует отметить, что в ряде публикаций встречается иное написание его фамилии - Петерсбургский (то есть через букву "г"). Я же использовал вариант, который присутствует на приведенной здесь афише и обладателем которого является сын и полный тезка композитора. Кстати, некоторые из вышеизложенных фактов были найдены в информации, содержащейся на его польскоязычном сайте - http://www.jerzypetersburski.pl .

__________________________________________________________