Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

 
 

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не означает, что речь в статье пойдет о неблагоприятных демографических процессах, протекающих в административном центре Виноградовского района. Нет, приведенные ниже сведения, полагаю, позволят "состарить" сам Двинской Березник, который по сравнению с соседними райцентрами считается пока относительно молодым.

"...С 5 июня мы стояли два дня в Березняках, иначе Семеновском - под каковым именем значится почтовая станция... место очень бойкое... Все баржи и плоты останавливаются здесь, пристают сюда и все пароходы... Все население кормится заработком около пароходов: грузит, разгружает..." - таким запомнился Березник известному русскому художнику В. Верещагину, побывавшему в нем в конце XIX столетия. (В. Верещагин, "На Северной Двине", М., 1896 г.)

Думаю, что примерно такая же картина (конечно, с поправкой на век) при упоминании слова "Березник" возникает в представлении у многих, кто успел попутешествовать по Двине на теплоходах по линии Архангельск-Котлас. Не составляю среди них исключение и я - мне, начавшему с середины 1960-х годов ездить летом в деревню, еще с первого плавания по-детски ярко и потому неизгладимо запомнился и огромный, как казалось, дебаркадер с вывеской "ДВИНСКОЙ БЕРЕЗНИК", и несравнимо большее, чем на других пристанях, количество сходивших и садившихся пассажиров, и множество стоявших у берега пароходов, барж и сновавших вокруг плотов сплавных буксиров.

Шли годы, мелела река, и картина менялась: сначала котласские теплоходы, а затем и "Ракеты" лишились возможности подходить к Березнику. Всем пассажирским судам пришлось причаливать к противоположному берегу - к пристани "Осиново". Во время одного из плаваний, наблюдая за тем, как переправляются на пароме в Березник сошедшие с теплохода пассажиры, я, к тому времени уже интересовавшийся историей нашего края и знавший, что Осиново, точнее "Осиново поле" - впервые упоминается в "Списке Двинских земель" за 1471 год, задался следующими вопросами: "А когда возник неупомянутый в этих списках Березник?.. Не в те ли самые годы, что и Осиново?"

Предполагать, что возраст Березника сравним с возрастом Осиново, были все основания: московская дорога, шедшая из Вологды через не менее древние Шенкурск и Усть-Вагу, именно в пределах современного Березника впервые выходила из лесов к Двине, через которую в этом месте не могла не существовать переправа в Осиново, а из последнего расходились дороги вверх и вниз по правобережью и волок к верховьям Ваеньги и на Пинегу.

Столь важный узел дорог на правом берегу, наличие в нем достаточно крупного по тем временам населенного пункта, рассуждал я, должно было обусловить появление на другом берегу - в месте примыкания московской дороги к реке - постоянного поселения. Пусть не одновременно с Осиново, пусть несколько позже, но тем не менее обязательно... Однако это были лишь предположения, не подкрепленные историческими документами.

В поисках их я просмотрел много томов энциклопедий, справочников, другой исторической литературы, но первую зацепку нашел отнюдь не в них, а на страницах виноградовской районной газеты.

В статье, посвященной истории Березника ("Вперед", 27.04.1976 г.), приводилась легенда, основанная якобы на существовавшей грамоте, в которой говорилось, что в 1676 году двум жителям соседней Усть-Важской волости было приказано по дороге от Усть-Ваги до Пянды построить постоялый двор.

Именно будто бы с этого двора, возведенного Евфимом и Семеном, именами которых были названы две первые деревни, и началась в 1676 году история Березника.

Тот же 1676 год фигурирует и в "Кратком описании приходов и церквей Архангельской епархии" (Архангельск, 1895 г.) как дата постройки первой в Березницкой волости Благовещенской церкви.

Однако сам факт совпадения дат двух событий н мог не вызвать у меня сомнений: вряд ли братья за дин год могли построить и постоялый двор, и церковь, да  на возведение последней усилий и средств двух человек, конечно, недостаточно.

Поэтому, считая более достоверной дату постройки церкви, можно было предположить, что история Березника началась значительно раньше. Этот вывод косвенно подтверждали упоминания о жителях Березницкой волости, встречавшиеся мне в архивных документах, датируемых 1640-1660 годами. Однако более убедительных данных в пользу такого предположения в фондах областного архива я пока не нашел.

В этой связи пришлось обратиться за помощью в один из петербургских архивов, в котором хранятся переписные и писцовые книги XVI-XVII веков. Среди них оказалась и "Переписная книга Важского уезда с указанием тяглого солдатского жеребья" (примерно 1665-1666 годы).

 

Одна из страниц "Переписной книги Важского уезда с указанием тяглого солдатского
жеребья", посвященная Березницкой волости


Три листа этой книги (ЛЛ. 460-462) посвящены Березницкой волости, состоявшей в те годы из следующих деревень: Коробовской, Семеновской тож; Кошутинской; Антушева, Ефимовской и Андреевской. В них было переписано 48 душ мужского пола в возрасте восьми лет и старше . Таким образом, если считать численность женского населения примерно такой же и не забывать о малолетних (которые в переписи не учтены), то можно не без основания утверждать в ту пору в Березнике проживало не менее ста человек.

Упоминание в книге уже существовавших до 1676 года Ефимовской и Семеновской деревень делает несостоятельной легенду о происхождении их названий от имен братьев Евфима и Семена, тем более, что среди переписанных жителей они не значатся. Вместе с тем полностью исключать факт их более позднего переселения из Усть-Ваги с целью постройки постоялого двора нельзя.

К сожалению, переписная книга не содержит никаких дат, позволяющих судить о возрасте Березника. Однако эти пробелы помогла частично восполнить, как не удивительно, более поздняя по времени "Писцовая книга Важского уезда 1677-1681 годов", хранящаяся в том же петербургском архиве. В ней имеется запись о том, что первая в Березницой волости церковь Благовещенья Пречистой Богородицы была построена в 7119 (то есть в 1611-м) году. Следовательно, в ранее фигурировавшем 1676 году была возведена не первая, а уже вторая по счету одноименная Благовещенская церковь.

Принимая во внимание то, что до постройки первой церкви Березник как поселение, несомненно, уже определенный период времени существовал, думаю, что есть все основания считать началом его истории по крайней мере рубеж XVI-XVII веков. Но это, повторяю, по крайней мере: надеюсь, дальнейшие поиски позволят еще ближе подойти к отсчетному в жизни многих северных поселений 1471 году и тем самым еще больше "состарить" Березник.
 

Полностью статья была опубликована в газете "Правда Севера" 18.06.1998 г.