Одно из самых ярких воспоминаний моего соломбальского детства — это плавучие мосточки. Так мы называли деревянные мостки (тротуары). А плавучими они становились почти каждую весну — в дни очередного наводнения. Недели за полторы-две до большой воды плотники соломбальских домоуправлений приступали к привычной работе — поперёк мостков прибивали изредка рейки, но, как правило, проволоку, концы которой привязывали к столбикам, забитым попарно по бокам метра через три-четыре. Причём привязывали не жестко, а запасом по длине, вследствие чего в дни наводнений мостки приподнимались, но течением их не уносило — удерживали как раз те столбики и проволока.
Правда, иногда между мостками появлялись зазоры, и тут уже была нужна мальчишеская смелость и ловкость, чтобы, не мешкая, их перепрыгнуть и нестись дальше. Трудно передать словами, какое это было удовольствие — мчаться ватагой по погружающимся в воду мосточкам, часто под весом нескольких тел сильно кренящихся. Тогда единственное спасение — скорость и ещё раз скорость...
Понятно, случалось всякое - например, 10 мая 1966 года я трижды переобувался: сначала одна пара резиновых сапог, потом — другая, затем — пара кирзовых. И в итоге — во всех хлюпала вода. Но это не останавливало: плавучие мосточки манили..
И никто нас за «подмоченное» состояние не ругал, так как родители в детстве точно также носились по мосточкам и их тоже не могли загнать домой. А если и загоняли, то лишь перекусить. А десять минут снова: и плавучие мосточки, и самодельные плоты, и лодки... Для коренных соломбальцев наводнение было праздником, сейчас же порой подаётся чуть ли не как катастрофа.
Однако этот праздник закончился 11 мая 1969-го. Со следующего года двинской лёд начали предусмотрительно ледоколами крошить и спускать в море. И былые наводнения прекратились. Кончилось и время почти повсеместных плавучих мосточков...
Правда, один их участок ещё несколько лет сохранялся — вследствие рельефа местности вешние воды скапливались вдоль трамвайной насыпи по улице Красных Партизан между Ярославской и Полярной (ныне Адмирала Кузнецова), и примерно месяц деревянные мостки на протяжении нескольких сотен метров оказывались плавучими. Так что ещё было где поноситься...
Ныне же, когда я вступаю, например, по пути с автотрассы на болото на брошенные на топкое место доски, которые, как и в детстве, под тяжестью хотя и чуть утопают, но тем не менее остаются на плаву, меня охватывает ностальгическое чувство по той старой, почти ежегодно плававшей, родной, но, увы, навсегда ушедшей Соломбале...
В заключение — плавучие мосточки на улицах Валявкина, Таймырской, Новоземельской, Маяковского, Красных Партизан, Краснофлотской, Терёхина:







_____________________________________________________
Предыдущий пост -
Музыканты одного города
|